Сегодня каждый ребенок решает сам - станет ли музыка частью его жизни или нет.
В поселке Рассвет всех ребят, увлеченных музыкой, уже который год принимает класс домры Новобирилюсской Детской школы искусств. Его неизменный и единственный преподаватель Любовь Федоровна Козлова вот уже два десятка лет обучает ребят игре на этом необычном музыкальном инструменте с очень интересной историей.
Возрожденная из пепла
С Любовью Федоровной, поистине творческим человеком и очень приятной женщиной, мы познакомились в пусть и не большом, но достаточно уютном музыкальном классе, который на сегодняшний день посещают 11 ребят. С большим интересом, ежедневно оттачивая свое мастерство, дети осваивают игру на домре - старинном струнном щипковом инструменте с удивительной судьбой.
Как поведал преподаватель, в 16-17 веках этот народный инструмент являлся неотъемлемой частью русской культуры, и играли на нем, в основном, скоморохи и бродячие артисты. Они ходили из поселения в поселение и видели жизнь со всеми ее недостатками, а потом в своих песнях высмеивали власть и церковь. И за это, как говорит Любовь Федоровна своим детям, домру "убили". В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ о массовом истреблении домр. Все домристы подверглись гонениям, а сами инструменты были варварски сожжены. Конечно, не все домры исчезли, но музыканты уже не осмеливались брать их в руки. И только в 19 веке известный балалаечник Василий Васильевич Андреев не только возродил этот инструмент, но и создал целое семейство 3-х струнных домр - домру пикколо, малую, альтовую и басовую домры. Все они отличаются друг от друга по размеру, и, естественно, по звучанию.
Ни прибавить, ни отнять
Ежегодно юные рассветовские домристы, прежде - основательно подготовившись, дают свои концерты жителям поселка: выступают в Доме культуры и в детском саду, демонстрируют свое владение инструментом первоклассникам, радуют мам на 8 Марта, а в конце мая дают отчетный концерт, где родители гордятся успехами своих детей.
Учеников Любовь Федоровна хвалит, и говорит, что все они талантливы и трудолюбивы.
Как же саму Любовь Федоровну судьба свела с домрой?
- Родом я из Казахстана, - рассказывает о себе моя героиня. - У нас вся семья музыкальная, два брата баяниста, поэтому детство мое прошло рука об руку с песней. Окончив 8 классов, я вместе с братом поступила в Саркандское училище культуры, хотела обучиться игре на фортепиано или баяне, но педагоги сказали мне: "Ручки у вас маленькие, а пальчики сильные - возьмите домру". Я отучилась, год поработала в клубе (вела музыкальный кружок), после - поступила в Челябинский государственный институт культуры на народное отделение и окончила его со специальностью "Руководитель русских народных инструментов". Потом 10 лет отработала на родине, и в 1994 году приехала в Рассвет, где уже 23 года учу детей.
На вопрос, что дает детям владение домрой, преподаватель отвечает:
- Игра на этом замечательном инструменте развивает у ребят мелкую моторику, помогает им логически мыслить. Те дети, которые научились играть на домре, сейчас ходят в кружок игры на гитаре, и там они - лучшие. И потом: выходя на сцену, ребята себя преодолевают, а значит - вырабатывают в себе характер. Положительного в занятиях музыкой очень много, и это относится не только к домре. Все полезно, даже для общего развития.
Где же ты, пианист?
Как оказалось, учащиеся музыкального класса в ходе посещения занятий овладевают не только игрой на домре, но и на фортепиано. Необходимость эту Любовь Федоровна объясняет следующим образом:
- Этот инструмент обязательно предусматривает сопровождение фортепиано, и не только его. Мой муж работает в школе баянистом, и как-то он предложил ребятам - моей ученице и парню, который учится играть на гитаре, создать что-нибудь вместе. И вы знаете, у них такой ансамбль чудесный получился, заслушаешься. В нашем классе, к сожалению, нет преподавателя-концертмейстера, хотя раньше здесь работали два пианиста и два баяниста, но они сменили место жительства. И теперь мне одной приходится учить детей и петь, и играть. Просто я хочу, чтобы каждый ребенок понял весь музыкальный образ и домыслил его, как надо.
Уже 14 лет музыкальный класс в Рассвете ждет пианиста или теоретика. Заявки подаются в Краевой колледж искусств, в центр занятости населения Бирилюсского района, но воз и ныне там - молодые специалисты отказываются ехать в сельскую местность. Но Любовь Федоровна никогда не теряет надежды.