Фронтовые письма
В далеком 1929 году, на основании постановления Ачинского окружного съезда Советов и в связи с ликвидацией Больше-Улуйского района в Бирилюсский район были переданы восемь сельсоветов: Зачулымский, Ивановский, Междуреченский, Н-Тюхтетский, Орловский, Петровский, Еловский и Таачинский. В январе 1941 года в небольшой деревеньке Камышовка, которая как раз относилась к Междуреченскому сельскому совету, сыграли свадьбу юная красавица Дарья и смуглолицый паренек Алексей. Дарья росла в трудных условиях, рано осиротела, потеряв родителей, а в 16 лет была вынуждена переехать с Удмуртии в Сибирь со своим дядей. Молодые стали жить вместе большой семьей под одной крышей с родителями Алексея. Даша во всем помогала старшим по - хозяйству, а ее муж Алексей работал вместе со своим отцом пчеловодом на пасеке в колхозе имени Димитрова. Молодые любили друг друга, строили планы на будущее, и все было бы хорошо, по крайней мере, на это надеялись все жители Камышовки, если бы 22 июня 1941 года не объявили о начале войны. Все тогда поменялось в сердцах и умах людей. Алексей сразу пошел в военкомат, стал проситься на фронт, но его призыв все откладывали. В холодном и морозном ноябре 1941-го на свет появилась маленькая Валя, дочь Дарьи и Алексея. Недолго радовались молодые своему счастью и новорожденной крошке, в феврале 1942 пришла повестка Алексею, его забирали на фронт.
- Моя бабушка, отцова мать была очень добрая и хорошая, - вспоминает Валентина Алексеевна. – Бабушка умерла, когда мне исполнилось десять лет, но она мне много рассказывала о моем отце и говорила, что перед отъездом на фронт он обнял меня и поцеловал как будто, что-то предчувствовал и наказал ей: "Береги Валю".
Алексея вначале направили на трехмесячные учебные курсы в город Омск, он много писал писем домой, в которых беспокоился о пасеке, спрашивал, как перезимовали пчелы в омшанике, как вышли весной на облет. Узнавал о дочери, как она растет, передавал многочисленные приветы всем родным и близким. Затем письма стали приходить из-под Смоленска, но они уже были короткие и немногословные.
В декабре 1942 года пришло известие о том, что Алексей Алексеевич Григорьев пропал без вести.
- Я все время спрашивала у мамы, какой был мой отец, - признается Валентина Алексеевна. – На что мама мне отвечала: "Я так и не успела его узнать до конца, но он был очень добрый и спокойный". Мама часто плакала и долго не выходила замуж, а бабушка горевала, переживала и до последних дней жизни все ждала возвращения сына домой. У меня сохранилось временное удостоверение отца, с фотографией, с которой я затем сделала его портрет. Моему отцу было всего лишь 22 года, когда он пропал без вести. Я писала и делала многочисленные запросы в разные инстанции, в надежде получить хоть какую-нибудь весточку, информацию об отце или отыскать место его гибели. Ответы приходили неутешительные, сведений не было. Но я до сих пор жду, что может быть, когда-нибудь его отыщут поисковики.
Отец написал довольно много писем с фронта, мама, перевязав их шпагатом и спрятав в кудельку, долго берегла. Но с течением времени мы их не сумели сохранить и сегодня остались только два письма.
Валентина Алексеевна с трепетом достает портрет отца, его удостоверение и два небольших полуистлевших желтых треугольника, на которых сверху синими чернилами значится: Бирилюсский район, М-Реченский сельский совет, деревня Камышовка, получить Григорьеву Алексею Антоновичу.
Учитель и его выпускники
Послевоенное детство и юность Валентина Алексеевна помнит хорошо. После окончания Чипушевской школы она идет трудиться рабочей в леспромхоз, затем радистом в колхоз имени Димитрова. В это же время она знакомится со своим будущим мужем Иваном Павловичем, потом поступает в педагогическое училище на факультет начальных классов. После его окончания Валентина едет в Козульский район поселение Верхнее Суразово к своему Ивану. Через восемь лет семья Шкляевых переезжает в Рассвет.
- Когда я поступила на работу в Рассветовскую школу, в ней обучалось около 1260 детей, - продолжает свой рассказ Валентина Алексеевна. - Было по пять параллельных классов и в каждом по 38-40 учеников. Преподаватели проводили вначале уроки в средней школе, а затем шли в вечернюю, обучать рабочую молодежь. Я не хотела останавливаться на достигнутом, и решила получить высшее образование, поступив заочно в Красноярский педагогический институт. Я стала преподавать химию школьникам, мне очень нравилось показывать наглядные опыты и давать детям необходимые знания. С преподавателем Валентиной Васильевной Кайновой проводила открытые, совместные уроки, она рассказывала биологическую часть, а я демонстрировала химические реакции. Я регулярно выписывала различные журналы и книги по химии, тем самым постоянно пополняла багаж своих знаний. Детей я всегда любила и до сих пор люблю, мне нравится, что ребята меня не забывают и заходят в гости. Много моих выпускников сегодня работает и трудится в районе, они частенько при встрече мне признаются, что понимали и любили мой предмет – химию. Мне это всегда приятно слышать и я очень рада, что моя внучка Виктория пошла по моим стопам, поступив в Сибирский федеральный университет на химфак. Когда мне исполнилось 70 лет, я пошла на пенсию, но до сих пор мне снятся сны, как я веду уроки.
А мы про себя отметили, что, несмотря на лишения и потери, послевоенное детство и юность Валентина Алексеевна сохранила в своем сердце неподдельную доброту, мягкость и какую-то особую притягательность. С ней хотелось беседовать еще и еще, и совсем не возникало желания от нее уходить.
Татьяна КЕВБРИНА