Далеко не каждый родитель знает, что даже несерьезные трудности с речью позже выливаются в более серьезные проблемы развития ребенка. И чтобы этого не случилось мамам и папам следует уделять больше внимания тому, как говорят их дети.
О том, какова ситуация с речевым развитием дошкольников в Бирилюсском районе корреспонденту "НП" рассказала Ирина Николаевна КОРОБЕЙНИКОВА, учитель-логопед детского сада "Колокольчик".
- Детей с очень тяжелыми нарушениями речи, которые в 4 года говорят всего пару слов, у нас мало. Проблема наших дошкольников в том, что они не умеют общаться со сверстниками и со взрослыми, не умеют делать описательные рассказы, не умеют работать с сюжетными картинками, а главное - не могут формировать и высказывать свои мысли. Коме того, наши дети не различают схожие по звучанию слова (коза - коса), что потом выливается в дисграфию (ошибки на письме), у них нарушен лексико-грамматический строй речи (не могут уловить разницу между словами "карандаш - карандаши"), а также у них нарушено звукопроизношение (шапка - "сяпка", или рыба - "либа"). И причина всему этому - отсутствие общения в семье.
Все проблемы из детства
Очень часто я слышу такое выражение: "Не беда, что ребенок в 3 года не говорит. Вот пойдет в детский сад - сразу научится". Согласна, вынужденно ему так или иначе придется заговорить, чтобы его понимали. Но, ведь, его словарный запас в этом возрасте уже ниже возрастной нормы, и здесь вина родителей, поскольку заниматься с детьми нужно еще до детского сада, а конкретнее - прямо с пеленок. Это обязанность мам и пап, это тяжелая и кропотливая работа во благо своего чада. А что делают наши родители? Они подстраиваются под детей. Ребенку стоит только пальцем показать, и родители уже понимают, что ему нужно, не спрашивая: "Что ты хочешь, скажи?". Ребенок должен учиться говорить, а родители снимают потребность в общении, вроде бы облегчая ему жизнь. Но на самом деле они наносят ему непоправимый вред.
Или наоборот: идет ребенок с мамой из детского сада, и рассказывает ей, как прошел его день. А мама, вместо того, чтобы поддержать беседу, говорит: "У меня итак голова болит, и ты еще что-то там бормочешь". Родители сами же заглушают у ребенка желание разговаривать и высказывать свое мнение. А потом, уже учась в школе, на вопрос "Кто пойдет отвечать?", он будет неуверен в себе и никогда не поднимет руку. И чтобы раскрепостить его уже в таком возрасте, нужно будет проделать огромную работу.
При этом наши дети настолько несамостоятельные, что они не могут сами завязать шапку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки. А все почему? Да потому, что родители сами блокируют детей запретами "не так делаешь", "упадешь", "не говори, что попало", "дай, я сама", делая своих детей несамостоятельными и несмелыми, что всегда влияет на речь.
Вместо мультиков - сказки
Как я уже сказала, заниматься с ребенком нужно с рождения. Надо чаще разговаривать с ним, включать детские песенки, читать небольшие стихи, рассказывать сказки, а также развивать мелкую моторику. Я часто сталкиваюсь с тем, что дети не знают стихи Агнии Барто; от самих же детей я узнаю, что им не читают книги, заменяя сказку перед сном мультфильмами. Да даже простых потешек, подобных "Сороке-вороне", они не знают. А когда у ребенка начинается период, когда он все спрашивает у своих родителей (его еще называют "период почемучек") сами же мамы и папы отмалчиваются, не задумываясь над тем, что это очень отдаляет детей от родителей, а их желание узнавать новое притупляется.
Советы родителям
Чтобы ребенок рос открытым, любознательным и уверенным в себе с ним нужно постоянно говорить. При этом речь должна быть медленной, четкой и интонированной, то есть - выразительной. Все свои действия надо озвучивать: "Сейчас я достану тарелку, налью суп, и мы будем кушать". А если ребенок говорит неправильно, его нужно обязательно поправлять, только не ругая: "Подожди, сынок. Разве мы говорим "сяпка"? Правильно будет "шапка". И обязательно хвалить ребенка, поскольку все дети любят одобрения, для них это главное. Кроме того, нужно больше читать своим детям, причем . читать книги по возрасту. И, конечно, больше играть с ними, ведь хорошая ига - это развитие. Таких игр - превеликое множество. Дети очень любят кукольный театр и театр теней; они обожают играть с крупой, мукой, и особенно с фасолью разных цветов; им нравится работать с ножницами (обязательно под присмотром взрослых). Главное - играть, а не занимать их время просмотром телевизора или игрой в компьютер.
Иногда можно ставить детей в затруднительное положение, спрашивая у них значение незнакомых или редко употребляемых слов, что они тоже очень любят (супница, чернильница, загадочный ). Или учить их понимать предлоги через игру, например: "Где же потерялся котик? Он, наверное, залез под стульчик". Ребенок начинает искать котика, и уже запоминает предлог "под" (кстати, многие дети не знают простых предлогов "под", "за", "перед", "около", и особенно тяжелый для их понимания предлог "между").
Еще одна беда нашего века - отсутствие общения у детей. Вы посмотрите, на улицах - пусто. Дети не строят снежных замков, не играют в лапту, одним словом - не общаются. Поэтому нужно чаще ходить в гости, не взирая на отсутствие времени.
И, конечно, родителям всегда нужно помнить, что дети идут путем подражания окружающим. И поскольку они еще не в силах оценивать себя, мамам и папам нужно быть для них хорошим примером, а их речь - образцом для подражания.