Хотя, как отмечает Семён Зорькин, бывший глава администрации Борисовского сельсовета, активно занимающийся изысканиями исторических корней своей нации, мордва – это не совсем правильное название. Они эрзяне, один из крупнейших финно-угорских народов, имеющих многовековую историю. В XI веке приняли христианство. В середине 16 века присягнули русскому царю. Народ этот самобытный, свободолюбивый. Степан Разин, кстати, по национальности – эрзянин. Склонные к активному поиску лучшей жизни, они во второй половине 19 века поехали в Сибирь. Доехали до Новониколаевска (Новосибирска), затем на паромах по Оби до Белоярска. А потом искали земли получше, брали разрешение у властей в Барнаульском уезде.
По словам Семёна Зорькина, в с. Борисово эрзяне появились ещё в 1883 году. Постепенно Борисово заселялось выходцами из Симбирской и Пензенской областей. В свидетельстве о рождении у них напротив графы национальность стояло "эрзянин". И только в 1934 году после образования Мордовской АССР они стали мордвой. И в паспортах вместо "эрзянин" стали писать "мордвин".
И жили они, помимо с. Борисово, и в соседних сёлах: Никольск, Пыхтарь, Покровка. Все были эрзяне (мордва). Со временем многие сёла распались, но Борисово и Никольск существуют по сей день.
И в Москве была – на ВДНХ
Евдокия Ивановна Кротова (на фото) родилась в Покровке. Но когда ей было два месяца, родители переехали в Никольск. Так что почти всю свою жизнь она связывает с этим селом. И только под старость переехали они с мужем в Борисово.
О Евдокии Ивановне Кротовой знающие её люди говорили мне, что она в былые годы считалась в селе одной из лучших частушечниц, знала большое количество песен, как на русском, так и на мордовском языках. Без неё не обходились ни одно мероприятие, ни одна свадьба.
Рекомендуя написать о семье Кротовых, Раиса Гридунова, директор ООО "Борисовское", отметила:
– Это настоящие труженики. Мало того, они воспитали пятерых своих детей и ещё внука.
Евдокии Ивановне в прошлом году исполнилось 80 лет. Несмотря на почтенный возраст, она очень активна, доброжелательна. Встретив меня, сокрушалась, что муж уехал в Залесово в больницу:
– Но я и о нём могу рассказать, и о себе тоже.
– Ну тогда, Евдокия Ивановна, начинайте с самого начала жития-бытия вашего.
– Хоть я и родилась в Покровке, но всю жизнь прожила в Никольске. Мы все там мордва, была только учительница русская, Валентина Михайловна Грецкая, да и та за мордвина замуж вышла и тоже мордовкой стала. Отец у нас умер молодым: работал кузнецом, осколок железа отлетел и... в голову. Так что нас вырастила мама.
После 4 класса я пошла работать в колхоз: пололи, лён теребили. А в 14 лет уже была прицепщицей на плуге, на сеялке зерно загружала. В 16 лет меня взяли дояркой на ферму. А колхоз у нас считался богатым. Я всегда была среди лучших доярок. Как сейчас помню, по итогам первого года работы как передовика меня на колхозном собрании наградили швейной машинкой, за второй год дали пальто драповое, за третий – костюм, а потом – платье. Хорошее платье, оно до сих пор у меня целое. А в 1957 году я вместе с секретарём райкома партии В.К. Семакиным, как передовая доярка, ездила в Москву – на ВДНХ. Я до этого даже в Барнауле не бывала, а тут сразу – Москва. В те времена доили вручную и на дойки частенько пешком ходили. До одной было 7 км, до другой – 12. Но это всё воспринималось как дело обычное.
– А как вы с мужем будущим встретились? Как свадьба прошла? У мордвы ведь свои свадебные обычаи есть?
– Замуж я в 20 лет вышла. Андрей из армии пришёл, мы с неделю подружили. Потом он говорит: "Всё, хватит, завтра засылаю сватов". А я как-то восприняла это не всерьёз. У меня ведь старшая сестра ещё была не замужем. Я утром ещё на полатях лежала, слышу: мать говорит, что на лошади сваты приехали, и пошла их встречать. А сама думаю: наверное, сестру приехали сватать. Мать заходит в дом и мне говорит: "Слезай с полатей, тебя сватать приехали от Кротовых. Ну что, пойдёшь замуж за Андрея?"
А я отвечаю: "Ну раз приехали, то пойду. Что делать-то?"
По обычаю их в дом пригласили, кашей накормили, самогоночки налили. А обряда как такового и не было. Но гуляли три дня всем селом.
Муж у меня – золото. Хоть бы раз за всю жизнь грубое слово сказал. А мы ведь уже 61-й год вместе живём. Андрей мой 45 лет проработал шофёром в колхозе, потом в совхозе на кране больше 20 лет трудился, а перед пенсией в сельпо ушёл.
– Евдокия Ивановна, как мне сказали, детей у вас народилось немало.
– Да пятеро всего, были семьи и поболее. Сыновья у меня, как и отец, все шофёры. Толя, Витя и Гена оканчивали наше Залесовское профтехучилище.
А Таня работала в Никольске продавцом, а перед пенсией – социальным работником. Ещё одна дочь умерла, так внука Максима мы с дедом вырастили и воспитали. Он, кстати, тоже после училища шофёром работает. Сейчас по вахтам ездит. У меня ведь ещё три внука, и все – шофёры. Можно сказать, целая шофёрская династия Кротовых. И уже правнуков у нас пятеро. Так что скучать мне некогда.
– А вот мне Раиса Васильевна Гридунова сказала, что вы на селе были первой частушечницей и певуньей.
– О, мил человек, у меня память на песни и частушки отменная. Споёт Мордасова какую-нибудь песню, а я со второго раза уже все слова помню. Любила ещё песни Кадышевой, Зыкиной. Да-а, попела я в молодости. Страсть как любила петь на гулянках. Сейчас уже старая стала, но слова песен и частушек все помню.
Уезжал я от Евдокии Ивановны с хорошим настроением. А ведь таких семей в с. Борисово немало. Дружных, ответственных. Всегда друг друга поддерживают, помогают в трудную минуту, а тем более – в радости.