Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Крутихинского района Алтайского края

658750, с. Крутиха, ул. Ленинградская, 28
телефон: +7 (38589) 2-22-65, 2-23-65, 2-23-75, 2-13-45
e-mail: obnova_2@mail.ru

Землица, где можно жить

Из истории села Прыганка

“Божьим светом озарено наше село, богато оно и землицей плодородной, и зеркальными озерами в лесу, в коих так много рыбы, хоть картузом лови. Богато и дивным зверьем, это волки, рыси, колонки, барсуки и красавцы лоси, козы. А сколько разнообразных ягод в лесу! А сколько грибов! И какой чудесный у нас сосновый бор! Стоит только войти в него, как сразу же почувствуешь запах смолы, аромат дурманящих трав, цветов. Ранней весной расцветают синие, белые подснежники, голубые незабудки, кукушкины слезки... А в поле – степи, колки...

Да, богато природой не только наше село, но и вся замлица Алтайская, где можно прожить свободно...”

Из рассказов старожила Прыганки И. Ф. Бояркина.

Из сообщений Томского архива деревня Прыганская Бурлинского уезда Малышевской слободы Колыванской области возникла, как гласят “Ревизские сказки”, в 1762 году. У моста были построены первые избы. У прыганцев была большая тяга к рисованию, это проявлялось во многом. В домах расписывали потолки, двери горниц, кутные перегородки-заборки. Излюбленной тематикой являлся растительный орнамент: берёзки, цветы, ягоды, а также птицы и звери. Наличники окон, перегородки крыльца, карнизы были резными и походили на кружева. Дома у большинства жителей обычно были из одной просторной комнаты, позже стали ставить пятистенники из горницы и кути (кухни) и крестовые (из 4 комнат). Главным атрибутом мебели были табуреты и столы. Спали на лавках вдоль стен, одежду хранили в ящиках. Питались в основном овощами: репа, брюква, картофель, капуста были в ежедневном рационе. Не отказывались сельчане и от рыбы, солили, вялили и хранили в холщовых мешках. Разводили свиней, особенно те прыганцы, что жили возле леса. Свиньи целое лето жили в лесу, где для них ставили корыто с сывороткой.

Об одежде

Для постоянной носки из льняного полотна шили платья, брюки, рубахи. А для праздничных дней из сатина, атласа и шелка шили для женщин парочки – юбку и кофточку, а для мужчин – косоворотки. Праздничной обувью у женщин были ботинки с длинными голенищами и калошки, у мужчин хромовые сапоги. Повседневной обувью были обутки из телячьей кожи, а верхняя одежда – зипуны, сотканные из нитей овечьей шерсти, подпоясанные цветной опояской.

Народные поверья

и обычаи

Существовал обычай – в день Троицы открывать все окна, а на подоконник сыпать хлебные крошки и пшено. Считалось, что если птички прилетят поклевать пшена, то это принесет благополучие данному дому. Сорванная на Троицу трава с росой изгоняет все болезни, а посаженные после этого праздника семена не взойдут и не дадут хорошего урожая.

Прежде чем начать пахать землю, крестьяне молились Богу и просили у земли прощения за то, что будут резать ее плугом.

Считалось, что березовые ветки для украшения дома приносили благодать, сосновые своими иголками беду и напасти отгоняли, а разбросанная по полу полынь защищала от дурного глаза.

И еще одно поверье с небольшой предыстроией. Не долюбливали в Прыганке переселенцев. Стоит только пришлым начать сруб возводить, как в ту же ночь его растаскивали по бревнам. Кто-то сжалился, посоветовал: стройте сообща, чтобы за один день сруб под крышу подвести. Прыганцы верили, что в срубе под крышей уже поселился домовой, поэтому такую постройку ни за что трогать и рушить не станут.

Любимые игры

Играли почти все в бабки, шаровки. На Пасху катали крашенные яйца, играли в ручеёк, “третий лишний”. Зажиточные прыганцы устраивали скачки, ездили для этого в Волчно-Бурлу.

Революционная

история

Весть о победе октябрьской революции быстро докатилась до Сибири, советская власть стала устанавливаться по всему Алтаю. Но в конце мая 1918-го вследствие переворота власть захватили белые. Рабочий день был увеличен на 2 часа, собрания и митинги были запрещены, земли у крестьян отобраны. В белую армию из Прыганки мобилизовали 74 человека, через две недели эти парни дезертировали и вернулись в село.

В начале августа 18-го в Прыганке был тайно создан партизанский отряд под руководством Рубана и Петрова. Всего в отряде насчитывалось 200 человек.

Партизаны-подпольщики собирают в селе оружие и решают поднять восстание против белогвардейцев, которые стали ловить дезертиров, избивать и отправлять обратно в белую армию. Кулаки донесли о партизанах в Крутиху, и в конце августа в Прыганку ворвались каратели. Завязался бой, партизаны потерпели поражение и отступили.

В июле 1919 в Прыганке создается революционный штаб под началом Ильи Рубана, учителя по образованию, участника Первой мировой войны, любимца прыганцев, вожака на селе. Штаб возглавил политическую работу на селе, вел работу по привлечению людей в новый партизанский отряд, собирал оружие при активной поддержке жителей села. Так Прыганка стала центром партизанского движения в районе, колчаковцы считали село большевистским гнездом.

На Прыганку несколько раз налетали каратели, но партизаны стойко отбивали врага.

26 августа 1919 года белые подожгли село, в пожаре сгорели 182 дома вместе с постройками, 2 школы, сборня, церковь и сторожка при ней.

В первых же ожесточенных боях лидер красноармейцев Рубан был ранен и отправлен на заимку. Но враги вынюхали место пребывания комиссара, донесли белым в Крутиху, откуда примчался отряд. Илью вместе с 60-летним отцом избили, бросили на подводы и повезли в Камень. Но, отъехав километров пять, их сняли с подвод и стали издеваться: кололи штыками, рубили саблями... У Рубана было 19 штыковых ран...У его отца 12... На другой день брошенные изуродованные тела партизан были подняты. Позднее всех замученных партизан, а их было 14, перехоронили в братскую могилу и воздвигли памятник в центре села.

Почтим погибших сыновей

Любимой матери России,

Которые среди степей

За правду голову сложили.

Почтим и бережно венок

На памятник святой положим.

И пусть затихнет ветерок,

Мы песню про героев сложим.

Возникновение

колхозов

В тридцатые годы, в годы возникновения колхозов председателем Совета был Фёдор Савин. Вот ему вместе с коммунистами пришлось наделять крестьян землей. Так крестьянская голытьба получила надел земли от Советов.

В 1921 году в Прыганке без всякой морально-политической подготовки было создано 2 коммуны: “Объединение” и “Лев”, при последней была даже создана начальная школа. Коммуны просуществовали около трёх лет и распались, в январе 1930 г. образовался колхоз “Октябрьская революция”.

В 1931-м образовались ещё несколько коллективных хозяйств: “8-й Бурлинский”, “Заря”, “Партизан”, в 1933-м ещё два: “Украина” и “ 2-я пятилетка”.

Позже, в результате объединения и укрупнения хозяйств был образован совхоз “Боровой”. Село, и без того многочисленное, рассторилось еще больше, появилось 5 новых улиц.

У первых колхозов не было техники для обработки земель и сбора урожая, лишь в 31-м на село пришли два трактора “ХТЗ” и “Фордзон”. Эти машины за деревней встречало почти все население и в поле наблюдало за их работой. Сколько было радости и восторга! В 32-м уже 7 тракторов бороздили прыганские поля, а в 35-м и гусеничный “ЧТЗ” пополнил парк.

Партийная

организация

Партийная ячейка возникла в январе 1920 г. В то время никаких письменных заявлений для вступления в партию не требовалось, просто на собрании в избе-читальне составляли список желающих вступить в ячейку. На одном из собраний выступил уполномоченный коммунист с лекцией. На этом собрании в партию вступили сразу 30 человек. Но к 1924 году большинство из них выбыло, число коммунистов составило всего 16 человек. Они проводили большую работу по заготовке и отправке хлеба для голодающих рабочих и армии, которая проходила в острой борьбе с уклонявшимися от уплаты налогов кулаками. Только в 1920 г. крестьяне Алтая сдали государству 20 млн пудов хлеба, 230 000 пудов сливочного масла и много мяса.

Под руководством секретаря партячейки И. И. Буркова и учителя Д. И. Шостака в Прыганке была создана молодежная организация РКСМ, в которой в течение нескольких лет состояло всего 8 комсомольцев. Однако малочисленность не мешала выполнять главные задачи: читки газет и книг в избе-читальне, ликвидировать неграмотность, помощь в сборе налогов с населения и труд на полях во время уборочной страды.

Но первостепенной задачей перед комсомольцами стояла задача создать в школе пионерскую организацию. Первыми её организаторами в 1925 году стали Д. И. Шостак и Г. В. Некрасов, оба учителя. В назначенный день приема в пионеры в избе-читальне собралось много детей и взрослых, кумачовой скатертью накрыли стол, повесили на стену портрет Ильича. Здесь впервые прозвучала торжественная клятва юных пионеров: “Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю любить свою Родину так, как любил Ленин, выполнять заветы Ильича, быть честным, трудолюбивым. Наш девиз: “Будь готов!” – “Всегда готов!” В ряды пионерской организации было принято 11 человек, носивших на шее красный галстук, до которого даже притронуться не разрешали – так им гордились. Несколько лет ряды пионерской организации не пополнялись, люди боялись возвращения белых. И все же пионерский отряд при поддержке комсомольской организации и ее руководстве был создан.

Первый клуб –

сердце села

Дом культуры был построен в 1926 г., его заведующим стал Паршуков (старожилы не помнят его имени). Здесь проводились собрания сельчан, читки газет, журналов, даже театральные постановки, работал шахматный кружок. Ну и какой же клуб без танцев под гармонь и частушек?! Позже при клубе появились кружки: хоровой, драматический, танцевальный. В 1939 г. работники клуба были награждены переходящим Красным Знаменем. Но настоящий расцвет наступил, конечно, в послевоенные годы. В художественной самодеятельности участвует множество жителей села.

Первые школы

В Прыганке школа возникла в 1889 году и была церковно-приходской. Первыми учителями были Перфилий и Лавренцев. При Советах была организована школа начальная, где училось 110 ребятишек. Учили их Вагина, Рыжкова, Шостак, Рубан. Учителя Киселев и Некрасов окончили курсы “Красных учителей”.

В 1927-28 гг. с помощью общественности села была построена школа-семилетка, которая выпустила из своих стен 15 будущих учителей, окончивших вспоследствие учительские школы.

Заработную плату первые учителя школы не получали, их содержали односельчане. И только в 1923 г. учителя стали получать в качестве зарплаты по 18 пудов пшеницы и 2 сажени дров.

Мало сельцо мое родное,

На карте не ищи и в книгах

не копай.

Но для меня здесь все родное –

Здесь отчий дом, здесь отчий край.

Будь всегда счастливым,

отчий дом,

В холодке белеющих акаций.

С маленьким недремлющим окном

Не могу надолго расставаться.

Ты такой, как тысячи домов.

всё же лишь тебе, а не другому,

Я обязана теплотою слов (...)

Пройденных всех мною расстояний.

Начинало сердце биться здесь –

Здесь оно и биться перестанет!

На протяжении всей жизни летопись Прыганки составляла учитель истории, руководитель краеведческого кружка Прыганской школы Анна Харитоновна Лапина. Летопись датирована 2004 г.

Из воспоминаний Никоновой Александры Михайловны, 1928 г. р. (записала дочь, жительница Прыганки В. А. Грабауэр):

“Моя мама, Распопина Аксинья Тихоновна, родилась в 1905 году и жила в своей семье по тем временам зажиточно. У семьи были лошади, коровы, своя пашня, где работали сами и наёмные работники. Работников не обижали, кормили хорошо, одевали, обували. Семья имела свою кузницу, мельницу. А потом – раскулачили, конфисковали все до нитки.

Мама повзрослела, вышла замуж за заготовителя пушнины Михаила Распопина. За мех он рассчитывался отрезами ткани. Вот мама однажды уговаривала его оставить понравившийся отрез, но отец отрезал: “Что люди-то скажут?!”

В 1937 г. ночью пришли какие-то люди, велели собираться, взять хлеба кусок и пару белья. Посадили на машину, повезли – только рукой нам успел махнуть на прощанье. Больше мы его и не видели...

Мама ездила несколько раз в Камень в военкомат, всё искала отца. А потом пришла бумага – расстрелян. Вот тут-то нам досталась доля семьи врага народа. Мама работала в артели имени Кирова – сторожила, ухаживала за конями. А дома холодно да голодно. За дровами в бор на саночках собирает нас, наказывает: “Девчонки, где найдете палочку, домой несите!”.

Огород большой был, но надо было ещё больше, чтобы как-то прожить. Копали целик лопатами. Тут уж я подросла, мама меня в артель устроила. Сначала шерсть теребили, чесали. Потом перешла работать в швейный цех – шили гимнастёрки на фронт. Помню, как Лена Каракулова пришила лишний карман. Такой шум поднялся – прямо ЧП, чуть с работы не выгнали! А ей с фронта солдатик, получивший эту гимнастерку, письма писал и благодарил за лишний карман...”

Все фотографии (7)

Автор: Елена Неволина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2123

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика