Почта происходит от немецкого слова – Post, итальянского – Posta, от позднелатинского – Posito, что означает “станция с переменными лошадьми, станция в пункте”.
Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону.
Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-“письмо” и табличка-“конверт” не становились единым куском. “Конверт” разбивали и читали “письмо”. До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с “конвертами” хранятся в Лувре.
Во времена Кира и Дария в Персии (558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.
Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили “Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).
Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдалённым временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал-почтмейстеров. Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре можно увидеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.
В арабском Халифате к 750 году всё государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении как правило пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс – 400-500 стадий. Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым марафоном в истории.
Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы-завоеватели только в 16 веке. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки – современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.
Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием “повоз”. Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.
Еще до татаро-монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную “ям”. Ям – это обязанность населения предоставлять лошадей и людей для перевозки грузов и почты.
Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово “ям” осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (наравне с известными барщина, десятина и т. п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово “ямщик” имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик – человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек. Четкая почтовая служба в России появилась только при царе Алексее Михайловиче. Организатором “правильной” почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России.
Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но в принципе эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем.
История почты развивается дальше.
У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи. С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в “немецкие” страны – так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам “немых” языках. Благодаря “немецкой почте”, в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.
Прообразом привычного почтового ящика послужили флорентийские тамбури – общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции. В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные – весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.
В начале 70-х годов XVIII в. появляется “Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей”, на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые возникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием “станционный смотритель” – фигура, ставшая вполне легендарной. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.
В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.
Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции.
Сегодня “Почта России” имеет самую большую и разветвленную сеть в стране, насчитывающую более 40 тысяч отделений связи. По железным дорогам страны ежедневно передвигаются более 450 специализированных вагонов, а по автострадам едут свыше 17 тысяч машин, на бортах которых красуется логотип “Почты России”. В год работники службы обрабатывают до миллиарда писем, занимаются пересылкой более 3 миллиардов печатных изданий, а также отправляют десятки миллионов посылок и денежных переводов.
Примите благодарность миллионов,
Кто с вашей помощью
поддерживает связь,
В любую непогоду почтальоны
Приносят почту с письмами для нас.
Желаем вам, чтоб даже
в день ненастный
На сердце было вам всегда тепло,
И чтоб однажды вам в конверте
счастье
Нежданно и негаданно пришло.