Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Воскресенского муниципального района (Саратовская область).

413030, Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, ул. Шеина, д.25
телефон: 8(845-68) 2-24-85, 2-21-84
e-mail: redaktor4@yandex.ru

Что такое ШСП?

В образовательных учреждениях нашего района создаются школьные службы примирения - ШСП (медиации). В Андреевской школе уже прошли выборы учащихся – членов службы медиации.

В образовательных учреждениях нашего района создаются школьные службы примирения - ШСП (медиации). В Андреевской школе уже прошли выборы учащихся – членов службы медиации. Педагог-куратор А.В. Сиваева и учащиеся 6 -9 классов, принимая во внимание цели и задачи создания данной службы, активно участвовали в выборах ее членов – доверие было оказано девятиклассникам Зарубиной Полине и Логашову Ивану. 8 декабря на общем родительском собрании в МОУ "СОШ с. Елшанка" о целях и задачах этой службы рассказала родителям педагог-логопед И.В. Ширшова. Давайте познакомим с ними и наших читателей.

Давайте реально посмотрим на школьную жизнь, она далека от идеальной, и в процессе обучения каждый ребенок и взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с учениками, педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. 

Любой человек, а ребенок тем более, мало будет думать об уроке, если его после занятий ждет "разборка" или он стал жертвой бойкота, насилия.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы, что не всегда приводит к желаемому результату.

Реакция правонарушителей на оказываемую им помощь зачастую негативно окрашена: подростки не испытывают благодарности, избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или враждебно.

К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями. В результате конфликтные ситуации замалчиваются, а развитие конфликта доходит до того, что разрешить его можно только силовыми методами.

Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями, и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На ребенка вешается ярлык хулигана, у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков.

Кроме этого, в подростковой среде у многих есть желание получить более высокий статус, и ребенок начинает его завоевывать, самоутверждаться за счет других - это приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

А конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они сами смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за это решение, то наверняка будут стремиться его выполнить и постараются больше не попадать в подобную ситуацию.

Вот одной из попыток конструктивно и результативно решить подобные проблемы и является создание школьной службы примирения (ШСП).

Нормативно-правовой основой создания службы является Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Школьная служба примирения - это команда учащихся и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию возникающих конфликтов в ученической среде таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда.

Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая "программой примирения" (медиацией), где ученик или куратор-педагог выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). 

Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем, на их взгляд, проблема, какой и кому причинен вред). Предлагается им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. ВАЖНО: на программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.

Нужно понимать, что медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Он в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

В школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). И это очень важно, поскольку:

• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками "на одном языке";

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Цель этой службы примирения- формирование благополучной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей любого возраста; создание эффективной системы работы по разрешению конфликтов и профилактике правонарушений среди учащихся школы.

Среди задач: обучение учащихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах и технологии медиации.

На какие результаты можно расчитывать при эффективной деятельности ШСП: 

- разрешение конфликтов силами образовательного учреждения;

- изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации;

- социализация обучающихся через технологии конструктивного общения, формирование правовой культуры;

- ранняя профилактика правонарушений.

Однако при всей благородности и демократичности миссии школьной службы примирения не следует забывать о главном: результативной ее работа будет лишь при тесном сотрудничестве администрации, классных руководителей, участников службы, а иногда и родителей.

Школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, нести ответственность за свои поступки и за их последствия.

Автор: Анна Самохина

По этой теме: школа

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 788

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика