Одно из последних - победа и поощрение грантом в 200 тысяч рублей учителя русского языка и литературы школы №3 Галины Анатольевны Фроловой в конкурсе лучших учителей России.
- Наверное, Вы с детства мечтали быть учителем, ещё с куклами в школу играли? - спрашиваю Галину Анатольевну.
- Нет, - улыбается она, - определилась в самый последний момент, когда после окончания школы решала, куда пойти учиться. Вот тогда и посчитала, что правильный выбор профессии - заниматься тем, что интересно и получается. А интересна была именно литература. Так я и оказалась на филологическом факультете Саратовского государственного педагогического института.
И всё же педагоги в семье были. Её бабушка Клавдия Ивановна Бокова работала воспитателем, а затем директором петровского детского дома, куда привозили детей, эвакуированных с оккупированных территорий, тех, чьи родители погибли на войне, а потом - сирот с освобождённых территорий. Часто Клавдия Ивановна вспоминала своих воспитанников и то, как они не верили, что погибли все родные, ждали, что их найдут, как сбегали из детдома на фронт, а их возвращали обратно. Предметом гордости бабушки было то, что все выросли достойными людьми. Разъехавшись по всей стране, время от времени они возвращались в Петровск, встречались классом, своим выпуском. И обязательно навещали учителей, которые стали для них родными людьми. А внучка, в свою очередь, гордилась бабушкой, которую любило так много учеников.
Пример в семье было с кого брать. Один из дедушек - Сергей Петрович Боков - был тяжело ранен на войне, почти ослеп, получил инвалидность, работать на производстве не мог. Но без дела не сидел, занимался домашним хозяйством, выращивал пчёл, несмотря на то, что плохо видел. Второй дедушка - Борис Михайлович Хомяков - тоже был ранен, но работал на заводе "Молот" фотографом. Это была его ещё довоенная профессия - до 1941 года он работал в петровском народном театре фотографом. Позже его авторские фотографии Галина Анатольевна передала в музей. Вообще с заводом "Молот" семья была тесно связана, там работала другая бабушка Галины - Нина Герасимовна. Мама Людмила Борисовна Бокова была инженером-технологом, папа Анатолий Сергеевич - регулировщиком, наладчиком станков с ЧПУ.
Так что если говорить о семейных корнях, то, казалось бы, самая дорога выпускнице была в политехнический институт. Но девушка выбрала литературу. Может быть, сказалось то, что дома была богатейшая библиотека, и читать она научилась до школы. Даже не припомнит когда, знает только, что всю жизнь она с книгой.
Литературу ей преподавала Ольга Николаевна Перфилова. Главная черта, которую передала учительница - доброта, с которой та относилась к ученикам. Она никогда не повышала голоса - любили её именно за это. "Нести добро через литературу и русский язык" - такому же принципу следует и Галина Анатольевна, хотя сказать о том, что в своей работе она подражает кому-то из коллег, неправильно.
"Не создавай себе кумира" - это ещё один из принципов Г.А. Фроловой. Она идёт своим собственным путём, который никогда не был лёгким, ведь начало её профессиональной жизни пришлось на 90-е годы, когда идея "свободы" воспринималась родителями и учениками напрямую, и детям было "всё дозволено", а учитель, казалось бы, не мог ничего этому противопоставить... И всё же с первых шагов в педагогике она умела найти общий язык с учениками и их родителями.
До сих пор Галина Анатольевна не сторонница жёсткой дисциплины, она предпочитает убеждать и заинтересовывать. И устоявшемуся мнению о том, что "обязательный" список литературы, рекомендуемый в школе - дело скучное, противопоставляет своё умение объяснить ученикам, как интересен мир чтения, доказать, что книги отвечают на все жизненные вопросы. Хотя сама уверена, что школьник не может понять в полной мере произведения Толстого, Достоевского, Чехова, ведь они написаны взрослыми людьми для взрослых людей. Учителю важно помочь растущему человеку сориентироваться в книжном море, сформировать потребность в чтении, научить размышлять о прочитанном, соотносить читательский опыт с жизненным.
Характерный пример - встречи с выпускниками годы, а то и десятилетия спустя. Приходя к любимому учителю сложившимися людьми, немало испытавшими в жизни, они признают: "Вот сейчас мы поняли, о чём вы нам говорили на уроках литературы...".
"Я стараюсь разбудить в своих учениках потребность понимать, что значит быть человеком. А кто и что лучше всего поможет в этом, если не писатели и их герои?" - третий и, наверное, главный принцип учителя кандидата филологических наук Фроловой.
Среди её учеников есть те, кто выбрали работу с детьми своей профессией. Из тех, кого уже знают в городе - Нина Гамаюнова, лидер скаутов. В том, что не затеряется в общей массе ещё одна ученица, ныне студентка СГУ Женя Медведева, тоже можно не сомневаться. Большие надежды подаёт Катя Молякова, которая стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2015 году. Среди учеников Галины Анатольевны немало и других, выбравших гуманитарную или техническую профессию, интересно мыслящих, неординарных ребят, тех, которыми она по праву будет гордиться, ведь учитель русского языка и литературы и сама немало сделала для того, чтобы они стали такими.