Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Петровского муниципального района (Саратовская область).

г. Петровск Саратовской области, ул. Советская, 100
телефон: Главный редактор 8(84555)2-70-64, отдел рекламы 8(84555)2-70-35
e-mail: petvesti@bk.ru

Люди земли петровской

"Ухожу в Красную Армию. Свои дела сдаю Брыкину…" - эту запись в своей трудовой книжке в годы Великой Отечественной войны сделал директор петровской автоколонны Михаил Антонович ТЫЩЕНКО.

И до, и после войны он немало сделал для становления и развития транспортной сферы города и района. О том, каким он был человеком и руководителем, нам рассказала его дочь - Т.М. Тыщенко.

Михаил Тыщенко родился в Днепропетровской области в 1908 году, а когда началась первая мировая война 1914 года семья переехала в саратовское Заволжье. К слову, там до сих пор немало национальных украинских сёл. Срочную службу он проходил в городе Ленинграде, но как военнообязанный был призван повторно в 1937 году. К тому времени Михаил Антонович уже был женат и воспитывал детей. С 1935 года их семья обосновалась в городе Петровске. По словам Таисии Михайловны, отец окончил школу шофёров, где и остался преподавателем. Затем он получил от партийного руководства поручение организовать автотранспортное предприятие и сделал это практически на пустом месте.

Данное автохозяйство, ставшее прародителем современного Петровского АТП, было сформировано в январе 1938 года. Автомашины были собраны со всех машино-транспортных станций района: Ножкинской, Грязнушинской, Озёрской, Старославкинской, Малосердобинской и других. Всего было собрано более ста грузоподъёмных автомашин ЗИС-5 и менее вместительных ГАЗ-АА с деревянными кабинами. Первоначально автохозяйство располагалось на пустыре за мебельной фабрикой. Организация получила название "Петровская автоколонна Союззаготтранса №13". Её первым директором и стал наш герой Михаил Антонович Тыщенко.

Перемещение автоколонны на улицу Мичурина, в бывшее помещение реального училища, произошло в 1940 году. Помещение состояло из пяти комнат, в одной из которых разместились и кабинет директора, и диспетчерская, и бухгалтерия, и даже "красный уголок". Самое большое помещение было отведено под гараж, где ремонтировались машины. Потом были построены отапливаемые дровами мастерские и другие подсобные помещения.

Во время войны автопарк лишился большинства водителей, которые вместе со своими автомашинами были мобилизованы и отправлены на фронт. Рабочие места мужчин-водителей заняли девушки, окончившие трёхмесячные курсы шофёров. Ремонт автомашин, в основном, делали сами же под руководством слесаря-ремонтника и механика гаража, а ночевали зачастую в "красном уголке". В основном автоколонна работала на перевозках сельхозпродукции.

Как вспоминает дочь М.А. Тыщенко, когда началась война, она закончила два класса и отдыхала в загородном лагере. Через некоторое время туда приехал автомобиль и привёз её в Петровск для того, чтобы попрощаться с отправляющимся на фронт отцом. Однажды районный военком попросил у него для личных нужд какую-то запчасть, но тот отказал, за что и был отправлен на передовую.

В то время ей было одиннадцать лет, сестре – семь, а младшему брату не было и трёх лет. "Мама работала в госпитале, месяцами не приходила домой. Я была за старшую", - говорит Таисия Михайловна.

Михаил Антонович принимал участие в Сталинградской битве, где был ранен, а после госпиталя дослуживал в Петровске.

В конце войны автоколонну №13 переименовали в Петровскую автороту "Союззаготтранса", с апреля 1946 года её директором вновь назначили Тыщенко. После войны автопарк пополнился трофейными машинами "Студобеккер", "Форд", "Джемси" и "Дордж". В целом автопарк стал обновляться большими партиями по пятьдесят - сто автомобилей. Основной работой в то время была перевозка зерна на элеватор и в ближайшие районы, а также обслуживание спиртзаводов, на которые возили уголь. Время работы водителей на линии во время уборочной было ненормированным.

С 1946 по 1950 годы планы грузоперевозок перевыполнялись, за что предприятие неоднократно получало от Саратовского автотреста "Союззаготтранс" переходящее Красное знамя.

Первые маленькие однодверные автобусы появились в городе в конце пятидесятых, но какое-то время они ездили полупустые – народ ещё не привык пользоваться общественным транспортом и ходил пешком.

Примерно в этот период здоровье нашего героя резко пошатнулось, и он принял непростое для себя решение - оставить должность. Михаил Антонович умер скоропостижно в 1960 году. Он уже не работал, но, словно предчувствуя, пришёл на родное предприятие. "В тот день он обошёл всё хозяйство, - рассказывает дочь. - Наверное, посмотрел на то, что оставляет, расстроился. Потом зашёл в бухгалтерию, сел в кресло, где с ним и случился удар. Ему был 51 год. Хоронили мы его на четвёртый день, потому что многие работники хотели попрощаться и проводить в последний путь своего директора. Я считаю, что папа многое сделал для развития нашего района, поэтому достоин, чтобы и его имя было каким-то образом увековечено", - подытожила свои воспоминания Таисия Михайловна.

Автор: Ольга Цыпляева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1574

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика