Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

431600, Республика Мордовия, Ромодановский район, п.Ромоданово, ул.Центральная, д.5.
телефон: +7 (83438) 2-15-66
e-mail: pobeda@moris.ru

Военачальник-генерал-лейтенант

"Я горд, что принимал участие в атомном и космическом проектах родной страны!"

Сегодня мы расскажем читателям газеты о нашем славном земляке, военачальнике - генерал - лейтенанте (1991 г.), заслуженном строителе России (1978 г.) Владимире Сергеевиче Григорькине, уроженце села Курилово, которому 5 декабря исполняется 85 лет.

Сам Владимир Сергеевич считает, что главными в его жизни были два направления: участие в атомном и космическом проектах страны. Он руководил строительством большинства ракетных стартовых комплексов Министерства обороны СССР; полигонов Байконур, Плесецк, Эмба, Семипалатинск, Капустин Яр, Нукус; наземного комплекса системы "Энергия-Буран" на космодроме Байконур; объектов противоракетной и противовоздушной обороны; командных пунктов для высшего руководства страны и всех видов Вооруженных Сил; аэродромов стратегического назначения...

О малой родине

- Летят годы, но чувства преданности и любви к малой родине не проходят, а усиливаются, - говорит Владимир Сергеевич. - С годами все больше осознаешь, что такое Родина, родители, друзья. Всегда тянет в Мордовию. Служил в Сибири, на Дальнем Востоке, Байконуре, но всегда приезжал домой. Когда появилась возможность, помогал строить дороги от Ромоданова до Курилова, Болтина, Кочунова. Всегда оказывал содействие землякам с техникой, машинами, материалами. Я горжусь своей малой родиной, односельчанами.

Становление

"Я, Григорькин Владимир Сергеевич, родился 5 декабря 1935 года в селе Курилово Ромодановского района Мордовской АССР в семье колхозника. В 1953 году окончил местную среднюю школу и до сентября 1954 года работал в колхозе. В октябре 1954 года призван в ряды Советской Армии. Военную службу проходил в Москве. В мае 1955 года окончил школу сержантов..."

(Из автобиографии генерала-лейтенанта В.С. Григорькина)

Из всего курса школы сержантов Владимир Григорькин, единственный, выпускался сержантом, обычно после ее окончания всем "давали" младшего сержанта. Через пять месяцев поезд вез его на восток, в Новосибирск, в военно-техническое училище.

Середина 50-х годов прошлого века - это небывалый взлет строительной отрасли, в том числе и ее военной составляющей. Стремительно (но главное - качественно!) возводились многочисленные оборонные объекты, наземные и подземные. Вырастали целые города, многих из которых и сегодня еще нет на географических картах. Вернее, города-прикрытия обозначены на картах - Томск, Челябинск, Красноярск, Арзамас. Нет их дублеров - Томска-7, Челябинска-40, Красноярска-26, Арзамаса-16. Для их возведения требовалось большое количество специалистов.

Срочно создавались военно - учебные заведения для подготовки строителей. Так появилось Новосибирское военно - техническое училище. Оно было особо засекреченным, престижным, поскольку готовило офицеров - специалистов по атомному оружию.

В этом училище Владимир Григорькин постигал не только профессию строителя, военную науку, умение строить взаимоотношения с командирами и подчиненными, но и развивал заложенный природой дар организатора, лидера.

Днем Григорькин слушал лекции преподавателей, исполнял свои обязанности старшины: инструктировал наряды, выдавал оружие, следил за порядком, да мало ли дел у "прямого начальника солдат и сержантов" - так в уставах и наставлениях обозначена должность старшины, а ночами просиживал за учебниками: учиться кое-как, делать себе скидки на занятость он не мог, да и совесть не позволяла.

Дело жизни

Училище Владимир Сергеевич окончил с отличием и получил направление в Москву. Казалось бы, предел мечтаний. Но в столице ни Григорькину, ни другим выпускникам, приехавшим вместе с ним, не нашлось ни работы, ни жилья. Направили их в Дубну, город физиков. Работал на строительстве технических сооружений в атомном центре. Но после реформирования военно-строительных частей пришлось Григорькину возвращаться в Сибирь, в тот самый Красноярск-26. Здесь он в 27 лет стал директором завода, а в 29 - начальником строительно - монтажного управления. Здесь же окончил Красноярский политехнический институт.

- В январе 1967 года был переведен в Министерство обороны СССР и назначен начальником строительно - монтажного управления в г. Ужур Красноярского края. Это районный центр в 340 километрах от Красноярска, куда я приехал капитаном, - вспоминает Владимир Сергеевич. - Мне только-только присвоили это звание. Затем наше управление перевели на восток, где мы реконструировали боевые ракетные комплексы. После завершения работ вернулся в Ужур, здесь модернизировали стартовые ракетные комплексы под новые тяжелые ракеты СС-18, прозванные на Западе "Сатаной".

Путь

на Байконур

Перед командировкой на космодром был вызов в ЦК КПСС. Владимиру Сергеевичу, как талантливому специалисту, блестящему организатору, предложили новую работу. А он... отказался, чем поверг всех в шок: "Как? От должности, о которой мечтают многие десятки людей? От прекрасной квартиры в центре столицы? От солидной зарплаты? От льгот?" Да и кандидатура его была уже утверждена вышестоящей инстанцией, собеседование носило чисто формальный характер. Но Григорькин отказался: он понимал, что работа в ЦК - не его удел, главным для него всегда было дело, которому он служил всю жизнь. Ему предрекали крах и карьеры, и работы - никогда и никто перечить ЦК не осмеливался.

Однако через некоторое время вновь последовал вызов в Москву и предложение стать первым заместителем начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны СССР. Это было в 1978 году, а в 1985-м Владимир Сергеевич возглавил управление. В 1984 году нашему земляку было присвоено воинское звание "генерал-майор".

Управлению, которое он возглавлял, было поручено возведение ракетных стартовых комплексов на всей территории Советского Союза, в том числе на Байконуре и в Капустином Яру, полигона в Семипалатинске, всех командных пунктов, специальных объектов противоракетной и противовоздушной обороны, и, конечно же, стартового комплекса ракеты-носителя "Энергия", а также посадочного комплекса "Бурана".

"Буран"

идет на посадку

- Посадочная полоса для "Бурана" (ее длина - четыре километра, ширина - 80 метров, имела также по 500 метров полос безопасности с двух сторон) - лишь часть наземного комплекса, - рассказывает генерал-лейтенант В.С. Григорькин, руководивший строительством полосы.

- Аналогов этому аэродрому, где в таком количестве укладывался бетон марки "М-600", не было ни в Советском Союзе, ни в мире. Для изготовления такого бетона требовались совершенно чистые, определенной фракции щебень и песок. Для их обработки и подготовки были сооружены фабрики и заводы огромной мощности.

Наземный комплекс системы "Энергия-Буран", кроме посадочной полосы, включал также большое количество отдельных площадок, огромных цехов, заправок ракеты орбитального корабля, которые достигали 60 метров в высоту и 56 метров - в пролетах, стендов для испытаний, вместительных хранилищ топлива, широкую сеть автомобильных и железных дорог, линий электропередач, подстанций, заводов по выработке кислорода и азота, систем тепло- и водоснабжения, канализации и очистных сооружений.

О размахе строительства на Байконуре свидетельствуют такие факты: каждый день на объект прибывало 500 вагонов с различными грузами, и обработка их велась круглосуточно; стартовый комплекс сооружали 36 тысяч работающих; комплектацию оборудования осуществляли около 1250 заводов Советского Союза.

Этот комплекс, по признанию специалистов, по своим техническим возможностям на порядок превосходил американский.

- В течение шести лет, пока шло строительство, я по двести и более суток в году находился в командировках на полигоне. И конечно же был неимоверно рад успешному приземлению "Бурана" 18 ноября 1988 года, - вспоминает генерал - лейтенант.

От ред.: "Энергия" - "Буран" - космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС).

"Энергия" - советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса, являлась составной частью МТКС.

"Буран" - советский орбитальный корабль - ракетоплан МТКС созданный в рамках программы "Энергия - Буран".

Первый и единственный космический полёт "Буран" совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту; больше его не запускали ("Буран" был рассчитан на 100 полётов в космос).

Награды

За возведение наземного комплекса системы "Энергия-Буран В.С. Григорькин награжден орденом Ленина. Генерал - также кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени и двух десятков медалей. Он - лауреат Государственной премии СССР, автор нескольких крупных изобретений в специальном строительстве.

С 1987 года по 1992 год Владимир Сергеевич работал начальником Государственной строительной инспекции, зам. начальника Государственной экспертизы и инспекции Министерства обороны СССР.

Семья

Куда бы ни забрасывала Григорькина офицерская судьба, его супруга Людмила Валентиновна всегда была рядом. Они вместе более 50 лет. У них двое детей. Дочь Ирина окончила Ленинградский педагогический институт, сын Владимир - Ленинградское высшее военное инженерное училище. У обоих свои дети. Внуки Сергей и Евгений пошли по стопам деда и отца.

- Я горд, что принимал участие в атомномном и космическом проектах своей страны. Это надо было для Родины!, - признается генерал-лейтенант В.С. Григорькин.

Автор: М.Торчкова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 707

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика