Он пропадал в рейсах с отцом - отец шоферил и всегда брал мальчишку с собой. Тот сидел на папкиных коленях, держался за руль, да скорости переключал - ноги до педалей ещё не доросли, отец сцепление отожмёт, а сын с рычагом управлялся.
Так что, можно сказать, что за руль он сел раньше, чем читать-писать научился.
В профессию водителя был влюблён с детства. Хотя можно было и на более спокойной должности поработать - он в своё время окончил техникум, получил специальность механика, а параллельно ещё на права выучился.
До армии недолго успел поработать механиком, но хотелось сидеть за баранкой, и Александр решил поменять работу. В армии служба не была связана с автомобилями. Служил он тогда ещё в дружественной Украине, строил железные дороги. Можно сказать, что в жизни поменял железные дороги на автомобильные. С 1981 года не изменяет шофёрской профессии. Александр Васильевич пытался посчитать, сколько он за это время сменил автомобилей, я старательно загибал пальцы, но через несколько минут мы бросили это дело.
Начинал трудовой путь ещё на 157-ом "ЗиЛе". Те, кто моложе, наверное, и не знают такую машину - в народе его "Труманом" называли. Поездил и на "ГАЗах", и на "Газелях", на "Соболе" и на "Москвиче" с "котомкой" успел поколесить. На "ЗиЛе", не на "Трумане", уже на другом - проработал пятнадцать лет. На одной из "Газелей" - восемь. То есть, с техникой у Александра - долгосрочные отношения.
Раньше не редкостью были дальние командировки в Свердловскую область, Пермский край. Обычно оттуда строительные материалы привозили. А сейчас поставщики больше сами весь товар доставляют. Водителям остаётся только по району всё развезти.
Чего только не случалось во время поездок.
- Помню, как ехали в Зеленодольск с экспедитором, - рассказывает Александр Васильевич, - на полдороге двигатель застучал. Куда деваться, пришлось разбирать, ремонтировать. Никто не приедет. Вкладыши на коленчатом вале поменял, а в походных условиях таким ремонтом заниматься, ого! - это не в мастерской.
А в современных машинах, по признанию шофёра, иной раз сам чёрт ногу сломит - электроники понапихано, не разберёшься.
Интересуюсь, а есть ли личный автомобиль?
- Да, есть - "Семёрка".
- Наверное, в сервис и не обращаетесь - всё своими руками делаете?
- Пока особо и не ломалась, но, думаю, что справлюсь.
В райпо, где работает водитель, его уважают. Руководство выдвинуло кандидатуру Александра Васильевича на Республиканскую Доску почёта. Его фотография будет помещена там вместе с другими в честь Дня государственности Удмуртии. Когда он узнал об этом - удивился, считает, что его трудовые успехи - заслуга всего коллектива. Надо сказать, что четыре года назад фотография водителя красовалась на районной Доске почёта. Рост налицо!
Занесение на Доску почёта почти совпало с профессиональным праздником - такое вот двойное событие. В честь праздника он поздравляет всех своих коллег, желает им "ни гвоздя, ни жезла", здоровья, счастья, успехов в работе.
В свободное время Александр Васильевич любит летом гулять по лесу, собирать грибы, ягоды. Ему по душе такая тихая охота.
Они с женой воспитали двоих сыновей, про которых он говорит с гордостью. Один живёт в Екатеринбурге, а второй остался в Красногорском. У того, что далеко, уже есть дочка - внучка Александра Васильевича. И мысли о родных людях согревают его в дороге.
Фото автора