В этом мы убедились, зайдя в небезызвестное здание по ул. Чкалова, 13 в с. Завьялово. Представительницы лучшей половины человечества — в каждом кабинете. От природы терпеливые, склонные к скрупулезной работе.
В канун Дня сотрудника органов внутренних дел мы познакомились с работой инспекторов отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Завьяловскому району, узнали, как утилизируют старые паспорта и для чего каждому гражданину желательно пройти процедуру добровольной дактилоскопической регистрации.
Вернулись в полицию
До июля 2016 года миграционная служба в районе, или, как в народе ее еще называют "паспортный стол", была самостоятельным учреждением и являлась подразделением Федеральной миграционной службы. В настоящее время она вновь входит в структуру Министерства внутренних дел и является одним из подразделений Отдела МВД России по Завьяловскому району.
С декабря 2018 года коллектив миграционной службы возглавляет майор полиции Надежда Шайдуллина. Под ее руководством трудятся 8 сотрудников, трое из которых являются аттестованными, то есть имеют офицерские звания, остальные — вольнонаемные. Хотя все они выполняют одно и то же дело — работают с людьми и для людей.
Ответственности — выше крыши
Работа с документами, ведение регистрационного учета, выдача паспортов, постановка на учет иностранных граждан, прибывающих в нашу страну, прием документов на разрешение временного проживания и трудоустройства – это основные обязанности сотрудников миграционной службы. А теперь несколько слов о каждом.
Лично познакомиться со старшим инспектором Татьяной Шибаевой нам не удалось. В настоящее время она находится в служебной командировке. Как сообщили коллеги, она опытный и ответственный сотрудник — в структуре уже 17 лет.
Почти четверть века трудится в системе органов внутренних дел Татьяна Коробейникова, из них 15 лет — в миграционной службе.
У Татьяны Викторовны одно из самых трудоемких направлений: она помогает людям, потерявшим паспорт, восстановить его. Помимо этого инспектор устанавливает личность граждан, не имеющих главный документ, а это объемная работа: необходимо сделать запросы в различные ведомства. В большинстве случаев выручает электронный документооброт, но иногда приходится держать связь с отдельными структурами по старинке — отправлять запросы и получать ответы в почтовых конвертах. Такая переписка может затянуться на месяцы.
Сразу вспоминается ситуация жителя нашего района, который на протяжении длительного времени проживал без паспорта. После школы наш земляк поступил в военное училище на территории Литовской ССР. Когда окончил его, Советский Союз распался. Гражданин вернулся на Родину в другое государство. Он потерял свой паспорт гражданина СССР, без которого не смог индентифицировать себя. Спустя много лет решил восстановить документ. Почти полгода Татьяна Коробейникова восстанавливала личность этого гражданина, отправляя запросы в различные ведомства, как результат — скоро мужчина получит паспорт гражданина России.
Также Татьяна Викторовна восстанавливает документы осужденным. Среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях на территории района, немало и тех, у кого тоже нет документов.
Еще одним аттестованным сотрудником отдела по вопросам миграции является Юлия Черепанова. Ее опыт работы в подразделении составляет порядка пяти лет.
А теперь о вольнонаемных сотрудниках. Одна из них — Екатерина Харламова. Опытному сотруднику в отделе доверили ответственное дело — она печатает российские и заграничные паспорта.
Оказывается, эти документы уже изготавливают и в районной миграционной службе. Для этих целей здесь установлен специальный принтер для печати паспортов и ламинатор. Ежемесячно в отделе по вопросам миграции оформляется порядка 350 новых документов.
В этом деле Екатерине Анатольевне помогает Екатерина Чернова. Кроме того, она работает и с архивными документами. Человек впервые получил паспорт, потом, по достижении определенного возраста либо смены фамилии, поменял его… Также случаются разные жизненные ситуации, когда важный документ, удостоверяющий личность, был утерян или пришел в негодность. Поэтому в обязанности Екатерины Черновой входит постоянно держать архивный фонд в "рабочем состоянии".
"В нашем архиве находятся ценные с исторической точки зрения документы, — рассказывает начальник отдела по вопросам миграции Надежда Шайдуллина. — Здесь имеются заявления о документировании паспорта, датированные 50-ми годами прошлого века. Написаны они вручную. Данные документы просили у меня музейщики, но никому их не отдаю".
Прежде чем напечатать паспорт, в базу данных необходимо внести все данные гражданина, а также квитанции об уплате госпошлины. Эту такую необходимую работу выполняет Любовь Токарева. В отделе она новичок — работает несколько недель, при этом успела проявить себя в деле. Отметив старательность молодой сотрудницы, в перспективе руководство отдела готово доверить ей другую ответственную работу.
А вот кому нет необходимости доказывать, что ты на своем месте, так это Анастасии Меньшиковой и Ольге Васильевой. Обе сотрудницы отдела осуществляют регистрацию граждан. Объем работы у них колоссальный: в среднем за месяц прописываются по месту жительства и выписываются в районе порядка 1,5 тыс. человек.
Если в предыдущие годы данные о регистрации в паспорте проставлялись в виде штампа, который заполнялся сотрудником миграционной службы вручную, то сейчас эти функции "выполняет" специальное печатное оборудование. И для инспектора крайне важно не ошибиться при занесении необходимой информации в компьютерную программу. В противном случае сотрудник за собственные деньги производит замену испорченного документа.
Но эти сотрудницы молодцы — работают аккуратно.
Госуслуги — быстро и качественно
Терпение и мудрость — именно эти качества, по мнению начальника районного отдела по вопросам миграции Надежы Шайдуллиной, отличают ее сотрудников.
Что скрывать, ежедневно инспекторы сталкиваются в своей работе с десятками людей. Абсолютно разные, порой плохо владеющие русским языком, в стрессовом состоянии, раздраженные очередями и долгим ожиданием, они изначально критически настроены и зачастую ведут себя агрессивно. Но инспекторы всякий раз ищут индивидуальный подход, устанавливают контакт с каждым из посетителей.
Надежда Шайдуллина напоминает, не нужно приходить в учреждение с бумажными документами, выждать очередь, тратить свое время и нервы. В настоящее время предоставлена возможность получения государственных услуг в электронной форме, чтобы граждане могли получить их быстро, доступно и качественно.
"Откатаем" ваши пальчики
В отделе по вопросам миграции также можно пройти процедуру добровольной дактилоскопии. Для чего это нужно? По словам Надежды Шайдуллиной, в жизни происходит много неприятных ситуаций, когда люди теряют память, становятся жертвами несчастных случаев и установить личность без документов невозможно. Нередки случаи утери самих документов. При таких непредвиденных обстоятельствах дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь, так как отпечатки пальцев - самый точный способ опознать человека.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится только по желанию гражданина. На сегодняшний день лишь один житель района пожелал пройти эту процедуру.
Подлежит уничтожению
Интересовал ли вас когда-нибудь вопрос: "Что происходит со старыми паспортами?". Нас — да. Об этом мы спросили у Надежды Шайдуллиной.
"В отделе установлен шредер. С помощью этого оборудования происходит уничтожение документов, содержащих конфиденциальную информацию", — пояснила начальник отдела.