Об этом и о многом другом наверняка мечтают жители "каменных джунглей", которые тысячами приезжают в деревню в качестве сельских туристов. Как сделать их пребывание в нашем районе максимально комфортным, чтобы гостям захотелось вернуться в Завьялово вновь, рассказал директор Алтайской краевой общественной организации развития гражданских инициатив "Астра" Вячеслав Мерлушкин.
А также о том, какие турпродукты завьяловцы могут предложить гостям, чем их заинтересовать, как найти своего туриста, что такое кооперация в туристических услугах и многом другом. Он провел семинар на тему "Влияние туризма на развитие сельских территорий". Слушателями семинара стали специалисты администрации района, работники культуры, главы сельских поселений, индивидуальные предприниматели в сфере туризма.
Поймал мужик золотую рыбку...
Гость из Солонешенского района, создатель и идейный вдохновитель проекта "Возвращение к истокам" и дома-музея народного быта "В гостях у бабушки", организатор сообщества "Совет по развитию сельского туризма горных районов Алтайского края" начал разговор с анекдота.
-Поймал мужик золотую рыбку, а она взамен за свободу пообещала ему исполнить любое желание, - рассказывает Вячеслав Мерлушкин, - с одним лишь "но", у соседа будет в 2 раза больше того, о чем ты мечтаешь. Мужик, недолго думая, сказал: "Коли правый глаз".
Аудитория сразу же оживилась, догадавшись, о чем пойдет речь, начала еще более внимательно слушать выступающего. По его убеждению, если и дальше продолжать следовать давно устоявшимся стереотипам в бизнесе, то есть, продолжать завидовать, считать деньги в чужом кармане, действовать в одиночку, то ничего не получится. Нужно научиться действовать сообща, объединившись с предпринимателями из других районов края. Поэтому, как признался Вячеслав Мерлушкин, его главная мечта - создать в Алтайском крае туристический кооператив.
Сходить в баню, подоить корову, прополоть грядку...
В стране существует стереотипное восприятие сельского туризма: приехать в деревню, чтобы сходить в баню, подоить корову, прополоть грядку с морковкой... На самом деле возможности в этой сфере поистине безграничны.
-В вашем районе можно с успехом развивать познавательный туризм, экологический, событийный туризм и огромное множество других его видов, - рассказывает Вячеслав Геннадьевич. - К примеру, завьяловскую минеральную воду разливает Бочкаревксий пивоваренный завод. Но запасы воды у вас же на этом не закончились? Конечно, нет. На ее основе с тем же успехом можно делать, к примеру, бутилированный чай, лимонад, квас, морсы.
330 завьяловских озер
По словам выступающего, не каждая страна, не каждый регион может похвалиться запасами пресной воды. Есть страны, в которых ее нет совсем. А Завьяловский район наделен этими запасами, которые являются одним из ценнейших природных ресурсов. На территории района расположены 330 озер, каждое из которых уникально по своему составу, свойствам и другим факторам.
Выйти на тропу, или наедине с природой
-Чистый воздух - еще один ресурс, - продолжал Вячеслав Мерлушкин, - по вашей территории проходит "лента" реликтового бора. А это мощный источник силы, источник энергии и здоровья. Зачем приезжают люди в Белокуриху? Чтобы подышать целебным воздухом. Но все насаждения хвойных деревьев, которые там произрастают, искусственные. Чего не скажешь о Завьяловском районе, в котором есть огромный потенциал.
Вывод напрашивается сам по себе, считает выступающий, здесь нужно прокладывать экологические тропы. У многих туристов, едущих в село, именно такая цель, пройтись по лесу, по берегу озер и рек, увидеть диких зверей и птиц. Ну и наконец, запечатлеть себя на фотоснимке. Завьяловский район - великолепное место для фотосессий, которые, к примеру, может проводить профессиональный фотограф.
Вода, воздух... и солнце
-Следующий возобновляемый природный ресурс - солнце, - говорит Вячеслав Мерлушкин, - Москва, к примеру, не обладает таким ресурсом. Солнца там можно не увидеть месяцами, причем не только зимними, но и летними. Хмуро. Пасмурно. Уныло. А в вашем районе, насколько я знаю, солнечных дней в году - от 300 до 330. Хотя бы на часок-другой, но солнце в эти дни проглядывает из-за туч, одаривая теплом и, конечно же, отличным настроением. А если есть ясные дни, значит, турист может полюбоваться и ночным небом с россыпями звезд.
Главный ресурс - это люди!
-Люди в туристическом бизнесе - это главный ресурс, - отметил гость, - в нашем районе, к примеру, живут люди, к которым специально ежегодно едут туристы. Это Татьяна Беликова, директор краеведческого музея, Сергей Филиппов, знающий все о традициях старообрядцев и казаков, некогда населяющих территорию района, многочисленные ремесленники - мастера своего дела. Я уверен, что и в вашем районе немало таких людей, готовых поделиться с гостями тем, что они знают, что умеют делать мастерски. К тому же, насколько мне известно, у вас квартировался в свое время Колчак. Проходил со своим отрядом красногвардейцев и Петр Сухов. Думаю, найдутся такие туристы, которые захотят прикоснуться к истории и узнать об этих фактах более подробно. В вашем районе можно смело организовать маршрут по интересным людям и маршрут об интересных людях - исторических личностях.
Вот приедет барин, барин нас рассудит... А приедет ли?
"С чего начать?", - не раз звучал вопрос из зала в адрес Вячеслава Мерлушкина. "Первым делом нужно найти мотивацию", - советует Вячеслав Геннадьевич.
-Только не финансовую, - говорит он, - например - заниматься туристическим бизнесом в целях развития экономики или же сохранения культурного наследия. А может быть, что, пожалуй, одно из важных, организовать рабочие места в будущем вашим детям и внукам, чтобы они не покидали навсегда деревню, а оставались жить и трудиться рядом с вами. Не нужно ждать барина, который откуда-то вдруг приедет, все наладит, все настроит и организует. Девиз должен быть таким: "Никто, кроме нас".
Прежде, чем окунуться в сферу туристического бизнеса, советует Вячеслав Мерлушкин, нужно настроить себя относиться к туристам не как к туристам, а как к дорогим гостям, как к маме, сестре, брату, которые приехали вас навестить. Только тогда придет успех.
И еще...
-Помните, - призывает гость, - люди едут в сельскую местность не для того, чтобы выспаться на деревенской кровати. Они едут исключительно за одним - за впечатлениями. Подумайте сначала, какие эмоции вы будете продавать. И если вы с этим определитесь, то можете считать, что сделали первый, твердый и уверенный шаг к достижению цели.
Недаром говорят: одна голова - хорошо, а две - лучше. У слушателей сразу же возникли идеи - водить гостей района к вековой сосне, которая растет в бору. Обхватить ее сложно даже четверым. Каковы будут эмоции туристов, особенно детей, которые смогут это сделать!. Есть и уникальный обрыв над рекой Кулундой высотой шесть метров. А если, набравшись храбрости, забраться на него и не побояться посмотреть вниз, можно увидеть обитателей водоема бобров, которые, не обращая внимания на людей, живут своей размеренной бобровой жизнью.
-Таких уникальных мест в нашем районе - великое множество, - считает глава района Николай Губерт.
О стартовом капитале и не только...
Вячеслав Мерлушкин в ходе встречи остановился и на других не менее важных темах: субсидировании малого предпринимательства, грантах губернатора, целевых программах, льготном кредитовании, возможности получить беспроцентный кредит, а также на юридических аспектах организации собственного дела.
Сельский туризм - один из стимулов развития экономики села и сохранения культурного наследия.
Особое внимание Вячеслав Мерлушкин обратил на то, что сельский туризм начинает "тянуть за собой" и другие отрасли. Одно открытое рабочее место создает еще пять мест в смежных областях. Селяне начинают заботиться о своем населенном пункте, развивать его, заставляя молодежь оставаться в родном селе.
По словам слушателей, семинар получился результативным. Вячеслав Мерлушкин уверен, что новая информация вдохновит его участников на новые инициативы и сотрудничество друг с другом, позволит по-новому взглянуть на внутренние ресурсы своей территории с главной целью - целью сохранения своих сел, истории, народной культуры и традиций.