Одно из требований современного школьного образования – учить детей учиться. Информационное поле вокруг каждого ребёнка сегодня огромное, но важно дать несмышлёным юнцам правильный ориентир на усвоение полезного материала, прививать любовь к школьным дисциплинам, учить мыслить, анализировать, рассуждать и заострять внимание на главном.
ТАКИЕ профессиональные способности сполна проявили все педагоги-новаторы, принявшие участие в ежегодном конкурсе "Учитель года-2018". В новой обстановке Теньгушевской средней школы, приятно восхищающей современной оснащённостью и комплектностью классов, уверенно работали языковеды Г. В. Нагаева из Широмасова и М. Н. Иванова из Дачного, физрук И. Г. Мельцаев из Шокши. Свои нестандартные подходы к образовательному процессу умело проявили педагоги В. Б. Дергунова из райцентра и Ю. М. Куликова из Такушева. А победителем стала историк Т. А. Персикова из Барашева. Именно Татьяна Алексеевна сумела в общении с десятиклассниками ярче других раскрыть грани своего учительского мастерства на уроке по теме: "Россия в первой половине XIX века".
Каждый подобный конкурс удивляет новизной идей, смелостью планов, практичностью советов, пользой мастер-классов… Не случайно наряду с членами компетентного жюри из специалистов отдела образования на открытых уроках коллег присутствовали другие учителя, охотно перенимавшие передовой опыт преподавания.
В течение двух конкурсных дней действительно было чему поучиться. Ведь к каждому уроку педагоги долго готовились, по крупицам отбирая самое лучшее, интересное и познавательное. Сохраняя любовь к национальной культуре и традициям мордвы, урок родного эрзянского языка в 4 "в" увлекательно провела Г. В. Нагаева. В мартовский день она выбрала актуальную тему прихода весны, а на мастер-классе в национальном костюме учила коллег украшать вышивкой праздничное полотенце и от души всех угощала постными блинами с мёдом.
Массой нестандартных подходов разнообразила свой открытый урок математики в 1 "Б" учитель начальных классов В. Б. Дергунова. С её помощью сложение и вычитание чисел от 1 до 20 давались ребятам легче. Всё было наглядно, понятно, полезно…
Положительные оценки получили и другие учителя, старавшиеся за считанные минуты организовать активную работу класса, взаимодействие в команде, учили ребят работать в паре, давали полезные советы…
В других средних школах района в классах сейчас занимаются всего по двое – четверо учеников. Там подход в обучении практически индивидуальный, но на базе школы райцентра педагогам приходилось менять тактику. К примеру, М. Н. Иванова из Дачного в незнакомой обстановке работала сразу с 20 шестиклассниками, опираясь на активных и сообразительных ребят, как Николай Морозов, Светлана Филина, Анастасия Капранова… Интерес к познанию русского языка вызвал обобщающий урок-путешествие в виртуальный средневековый замок, взбудораживший детское воображение. А тем временем, М. Н. Иванова, применив при этом такие профессиональные подходы, как игровой, диалоговый и научный, закрепила в памяти школьников важные знания.
Да и другие конкурсанты старались делать свои открытые уроки продуктивными, неповторимыми. По возможности педагогами максимально использовались компьютерные технологии. Для психологической разгрузки и разминки использовались короткие физминутки, когда ребята могли двигаться. А в спортивном зале с И. Г. Мельцаевым пятиклассники Кирилл Миронов и его сверстники активно играли с баскетбольными мячами. Здорово всех позабавил "бег пингвинов", так что на следующий урок взбодрившиеся ребята вернулись с отличным настроением.
Шесть мастер-классов прошли лишь в присутствии учителей. Речь шла о пути к успеху, на который ребёнка важно ориентировать с ранних лет. О здравом смысле нашего бытия и помощи в математических подсчётах детям, которым порой элементарно не хватает жизненного опыта и логического мышления. О мастерстве педагога, который способен ненавязчиво научить доверчивых детей мыслить и анализировать, искать и сопоставлять, не принимая цифры и факты на веру.
Заслуживали внимания передовая технология развития критического мышления и внеурочная деятельность по физическому развитию школьников. И верно подметил И. Г. Мельцаев, цитируя известное выражение о том, что физические упражнения могут заменить много лекарств, но ни одно лекарство не заменит физические упражнения. Многое из сказанного звучало актуально, остроумно, поучительно и с большой пользой для дальнейшей педагогической работы.
Кажется, никаких выдающихся открытий в традиционном педагогическом конкурсе не было. Но своеобразные подходы к раскрытию тем показали: сельские учителя тоже умеют воплощать в образовании свежие идеи. В таких высокоинтеллектуальных состязаниях не может быть проигравших, поскольку каждый участник – добрый пример для других. Каждое участие в открытых уроках приносит не только успех, но и значительно обогащает опыт, расширяет кругозор, знакомит с единомышленниками, профессионалами…
После победы в школе райцентра Т. А. Персикова представит наш район на конкурсе "Учитель года-2018" в Саранске. Надеемся, что такому умелому и творческому педагогу будет чем удивить коллег и жюри на республиканском уровне. Тем более, в свете последних международных событий правдивые уроки истории России актуальны, как никогда.