"Юность. Наука. Культура" – таков был слоган V районной научно-практической конференции исследовательских работ школьников "Малая академия юных дарований", прошедшей в прошлые выходные на базе Барашевской средней общеобразовательной школы. Более сотни ребят со всего района собрались здесь, чтобы показать свои собственные исследовательские проекты.
СЕГОДНЯ родители только обрадуются, если ребенок будет посвящать свое свободное время науке и учебе. Но у современной молодежи, несмотря на огромную доступность информации и невероятные возможности, есть свои соблазны – сотовые телефоны, компьютерные игры, телевизор и просто отсутствие мотивации.
Однако участники районной конференции, вооружившись девизом: "Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд", - продемонстрировали, что есть среди современной сельской молодежи настоящие исследователи.
В работе конференции приняли участие 11 предметных секций. Школьников и их научных руководителей интересовал широкий круг вопросов.
Как всегда, интересно прошли дискуссии в секции "Знайка" среди учащихся начальных классов. Наташа Голушкина из Такушевской школы заинтересовала жюри своим рассказом о преподобном Сергии Радонежском. Запомнились ребятам и членам жюри исследования Ксении Колосовой об удивительных свойствах кефира, Маши Курилкиной – об успеваемости левшей.
Как оказалось, интересна младшим школьникам тема создания популярных сегодня "лизунов". Сразу несколько ребят выбрали для экспериментов эту новомодную игрушку. А Игорь Вольхин вместе с мамой Ольгой узнал проверенный рецепт лизуна и поделился им с ребятами: "Нужно смешать тетраборат натрия (он продается в аптеке и стоит (около 30-40 рублей), клей ПВА (обязательно с маркировкой К) и любой краситель. И лизун готов!".
Уже четвертый год участвует в конференции юный исследователь-натуралист четвероклассник Барашевской школы Глеб Манцевич. В первом классе Глеб изучал динозавров, во втором – черепах, в третьем – змей, а в этом году – увлекательно говорил о пауках, даже проводил собственные эксперименты на пауке, которого нашел в своем сарае. На следующий год в его планах - крокодилы или скорпионы.
Большую исследовательскую работу вместе со своим учителем Р. С. Нестеровой провел и первоклассник Денис Биткин из Такушевской школы. Чтобы узнать, как математика используется в повседневной жизни человека, они побывали и в кабинете врача, и в кабине водителя, и за прилавком магазина, и даже в библиотеке.
- Все ребята очень хорошо подготовлены. Темы интересные, актуальные. Некоторые выступления даже у присутствовавших родителей вызывали шквал аплодисментов, - отметила руководитель секции начальных классов С. А. Назарова.
Жаркие дискуссии проходили на секции "Филология". К примеру, здесь можно было узнать, о чем могут рассказать фантики. Учитель русского языка Е. Г. Криворотова из Дачного задумалась о названиях конфет. Вместе со своей ученицей Дашей Елисеевой они попытались проанализировать лексику конфетных названий и то, как обычные фантики могут быть полезны при изучении языка.
Влияние социальных сетей на разговорную речь учеников попыталась проанализировать Алёна Машутина из Барашева. Как оказалось, достаточно часто подростки пишут слова неправильно (как по незнанию правил русского языка, так и умышленно), используют сокращения, типа "пж" (пожалуйста), "спс" (спасибо). И конечно, в письменно речи возникает соблазн написать привычное "щас" вместо "сейчас". Так Алёна сделала вывод о том, что в социальных сетях необходимо общаться грамотно её и призывает к этому своих друзей.
Настоящее исследование поэзии современного русского рока провела Наталья Кошелева из Барашевской школы. Её работа действительно глубоко затронула тематику песен русских рок-групп, на примерах демонстрируя, как в стихотворных строчках отразились исторические реалии 80-90 годов ХХ столетия.
Секция "Филология и МХК" тоже открыла много интересных тем. К примеру, барашевская десятиклассница Алиса Рубцова поведала о том, кто такие обавницы и берегини. Валерия Саранская из Такушевской школы на примере агитплакатов Великой Отечественной войны рассказала, как крупнейшие писатели и поэты Советского Союза призывали идти в бой, защищали Родину, боролись с врагом с помощью слова.
Необычную тему для исследования выбрала Дарья Аношкина. Она проанализировала отображение Великой Отечественной войны в кинофильмах советского и нынешнего периода. И даже сама попробовала с помощью компьютерной графики представить своих друзей в роли героев Великой Отечественной войны.
Большой практический смысл имели работы участников на секции "Биология, ЗОЖ, химия и экология". Здесь члены жюри искренне удивлялись вовлеченности ребят в исследовательский процесс. К примеру, ученица Барашевской школы Юлия Бахлова рассказала о том, как в домашних условиях вырастить и размножить капризную красавицу орхидею. В этом ей помог опыт ее мамы, которая выращивает дома 154 орхидеи.
Серьезно подошла к исследованию косметики Ксения Автайкина. Изучив состав косметической продукции в наших магазинах и пообщавшись с врачом-дерматологом районной больницы, школьница пришла к выводу, что современная косметика масс-маркета совсем не подходит для подростковой кожи и даже может ей навредить. А то, как сделать полезную косметику в домашних условиях, продемонстрировала Юлия Шукшина. Барашевская десятиклассница самостоятельно изготовила в домашних условиях бальзам для губ, использовав пчелиный воск, вазелин и эфирные масла.
Победителем секции "Физика, математика, информатика" стал Александр Персиков, который вместе со своим руководителем Н. А. Дробиной описал подробный процесс прокладки электрической проводки в доме, даже оценив стоимость затрат и дав рекомендации по выбору кабелей.
Самыми популярными оказались секции "Художественное слово" и "Театр", которые в этом году были посвящены 210-летию со дня рождения Н. В. Гоголя и 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. Одновременно в рамках конференции и определились победители районного этапа всероссийского конкурса "Живая классика".
В итоге трехчасовой работы конференции были определены 96 призеров и победителей. Небольшая сцена актового зала Барашевской школы едва смогла вместить всех счастливых обладателей Почетных грамот и дипломов.
- Это уже пятая конференция. Мы движемся вперед. С каждым годом растет количество и уровень исследовательских работ. Есть планы расширить географию участников, пригласив школьников из близлежащих районов, - отметила начальник отдела по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних управления по социальной работе администрации Теньгушевского муниципального района О. Н. Соболева.
- Эта конференция, подобно телевизионной "Синей птице", позволяет взлететь над суетой и рутиной, получить достойную оценку очень напряжённого труда учителя и ученика, - поделилась мнением учитель русского языка и литературы Дачной средней школы Е. Г. Криворотова. - Надо активнее использовать подобную возможность. Надеемся, что советы жюри послужат намёком или толчком для продолжения исследования.
Действительно, очень важно, чтобы дети почувствовали тягу к знаниям. А главное - поняли, что они способны на исследование и знали, как это можно применить в обыденной жизни. И здесь как никогда актуально звучат слова знаменитого русского ученого-математика А. Н. Колмогорова: "Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе".
Ю. САЗАНОВА
Фото автора