Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Присаянье". Главный редактор: Елена Викторовна Шейнмаер. Учредитель: КГАУ "Редакция газеты "Присаянье"

663580, Красноярский край, с. Агинское, ул. Советская, 159
телефон: (8-39142) 21-3-55, 21-1-35, 21-9-01
e-mail: pris24@yandex.ru

Котты, которых больше нет

Мы продолжаем рассказ о народностях, населявших Саянский район много лет назад. Сегодня речь пойдет о кочевом енисейском народе, коттах

Если в 17 веке в России насчитывалось не более тысячи представителей этого кетоязычного племени, то к середине 18 века о коттах мало кто помнил, они полностью растворились среди народов, населяющих Сибирь.

Бубны и иконы

Сохранен документ 1737 года, в котором дети боярские Прокопий Многогрешной, Семен Аксаков и Иван Саламатов дают подробное описание коттовского народа. Орфография сохранена. "Оной народ состоит ростом среднием, лицем смуглые, глаза уские, черные и карие, волосом черные и русые. Платья носят зимою козлиные, тулупы шерстью вниз, а летом носят кафтаны козлиные голые, а рубашек на себе не имеют, кроме оных кожанов. А на ногах носят зимою козлиные пимы, по подобию сапогов бес каблуков, из осенних козлин, а летом из летних козлин. Живут оные канские татары зимою и летом в берестеных юртах вострых, которые называютца хателы, а по-русски называютца алачеги. И в середине кладут огонь, и спят зимою в морозное время гузнами вместе, а головами розно. Постели имеют у себя из козьих головок и ис травы, и одеваютца оными же козлиными тулупами и одеялами козлиными ж; а в летнее время спят, как и русские. А оные татары пропитание имеют себе зимою всякое звериное мясо, кроме волчья и лисья мяса, также и пропостинное мясо ядят, кроме ж оных волчья и лисья мяса. И сараною питаютца белою и желтою, и из оной сараны делают тобу кислую и сушеную, и как им понадобитца есть, то оне оную тобу варят в воде и едят; а сухую сарану едят вместо сухой рыбы и мяса. А оные ж канские татары промышляют зверей: летом лосей, а по их званию аганчи, и изюбрей, по их угум, и коз диких, а по их эг, а осенью и зимою и весною соболей, лисиц черных, и бурых, и красных и рысей, и россомах, и выдр, и волков, и белку тако же и сохатых, и коз, и изюбрей. И живут оные татары по своим урочищам по Кану реке и в разных местах и кочуют с места на место по разным речкам как летом, так и зимой. И промышляют оных зверей осенью до снегу на конях и пешие. А лыжи у них имеютца деревянные, подклеены камасами каминными и сохатинными. И стреляют оных зверей ис пищалей винотовальных и ис луков кремневых стрелами. А стрелы имеют копейца железные и костеные, которые луки и стрелы делают они сами. И оные татары, как родятца у них мужеска или женска полу, то у них имена дают им по своему мнению, как им на ум найдет: на что глядят, по тому и имя даст. Да у оных же татар вера имеетца, и приносят жертву, бросают в огонь ядь куски свои, и потом бросают же шайтанам, которые весят на батагах у себя в юртах: голые соболи, и колонки, и горностаи, и белки, и привязывают же всякие лоскутья, и из птиц привязывают орлов и лунев, и тем называют шайтанов и... в них веруют. А ныне из оных татар многие пришли более половины во крещение в христианскую веру, и стоят близ Канского острогу, и повсегодно исповедываютца, и имеют, у себя в юртах святые иконы и друг от друга обучаютца христианской вере. А некрещенные татары имеют у себя по-прежнему шаманщиков, и бьют в бубны по ночам, а днем не шаманят, и веруют в шайтана; и собираетца на оное шаманство где их сколько имеетца мужеску и женску полу, и оных шаманщиков они называют вместо попов и дают оным шаманщикам плату скотом и протчими зверями и платьем. И оные же татара детей своих обучают с ызмладенчества мужеска полу стрелять из лука и ис пищали, и ходить на лыжах и ездить на конях, и промышлять всяких зверей, чем бы ему пропитание иметь. А женский пол обучают шить тулупы, и пимы, и штаны, и малахаи, и сарану копать. И оный народ имеет у себя жен по одной, по две и по три. И берут оных жен от десяти лет и до старости. И как оные татары умирают, то они в том же платье и кладут, в чем он ходил живой, и сверх того обвяжут ево берестом; и отвозят их на высокие горы, и на тех горах поставят четыре столба, вышиною в печатную сажень, и наверху зделают мост, и на оный мост оного мертвого положат и сверх того покрывают берестом же и обвязывают прутьями; и те столбы у них называютца лабазами; и оной мертвой лежит на тех столбах, пока не згниют столбы и не упадут на землю; а других мертвых закапывают в землю, где хто прилучитца, и обертывают по тому же берестом".

Котты в 18 веке

Ко времени разделения сибирских губерний и организаций инородческих Степных дум в 1822 г. котты в большей своей части слились с русскими крестьянами и поэтому были зачислены в разряд „оседлых инородцев" под названием „канских татар". В середине XIX в. Матиус Кастрен нашел потомков коттов в бассейне р. Кан по р. Агул среди так называемых камасинцев Агульского улуса. Эти „камасинцы", по Кастрену, говорили на коттовском языке, т. е. на кетоязычном диалекте и именовали себя „котту". Кроме того, Кастрену удалось обнаружить обрусевших коттов около Канска в деревнях Анзаре, Барнауле и Еланске, которые являлись потомками Багинского или Багина улуса XVII в., некогда находившегося на р. Пойме, притоке Аны (или Бирюсы). Так же Кастрен обнаружил потомков коттов в лице бурятских котонов, переселившихся по приказу местной администрации на р. Уду, где они образовали деревню Барадановку, в 30 верстах ниже Нижнеудинска. Возможно, что это были потомки родственных коттам асанов, входивших в XVII в. в Барданаков или, как он позднее именовался, Шибарданов улус. Свой язык эти котты утратили и усвоили бурятский, ещё живя в верховьях Аны или Бирюсы, с которой они выселились на р. Уду, где перемешались не только с бурятами, но и с русским населением, что и дало повод Кастрену назвать этих потомков коттов полурусскими и полумонголами. Заслуживает внимания также сообщение Кастрена о том, что карагасы называют обурятившихся коттов термином „кодеглар", т. е. так же, как тюркоязычные племена Красноярского уезда именовали канских коттов. Отсюда следует, что часть коттов ассимилировалась среди тувинцев, ибо Катанов обнаружил группу „Кодуглар" в составе Ойнарского сумона тувинцев. Часть коттов слилась с качинцами, от которых усвоила не только образ жизни, на что обратил внимание ещё Георги, но и тюркский язык. Таким образом в составе качинцев также имеется коттский этнический элемент. Из изложенного следует, что большая часть коттов вовсе не вымерла в течение XVIII-XIX вв., как на этом настаивали некоторые дореволюционные авторы, а уменьшалась в численности за счёт ассимиляции в различных группах будущих хакасов, особенно за счёт слияния с русским населением и перехода на оседлость, т. е. за счёт перехода из категории кочевых или бродячих инородцев в категорию „оседлых инородцев" или просто в категорию крестьян.

Автор: Вячеслав Хлебников

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1052

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика