Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Приволжского района Самарской области

445556 Самарская обл, Приволжский р-он, с.Спасское, ул.Крестьянская, 2
телефон: +7 (84647) 9-13-02
e-mail: borunova69@yandex.ru

Дело всей жизни – школа

День учителя – один из самых известных и любимых профессиональных праздников, отмечается который 5 октября. Традиционными в этот день становятся цветы, поздравления с добрыми пожеланиями, воспоминания о педагогах-ветеранах.

. .

Накануне праздника мы встретились с ветераном педагогического труда, отличником народного просвещения Зинаидой Яковлевной Власюк.

Беседа с Зинаидой Яковлевной Власюк из Заволжья, учителем с 45-летним стажем, женщиной с прогрессивным взглядом на события, следящей за всеми новшествами в современном образовании, заставила вспомнить меня о подвижниках. У слова "подвижник" в русском языке не одно значение. Главное из них: подвижник совершает не одномоментный геройский поступок, а изо дня в день стойко преодолевает любые трудности и лишения. Такие люди были, есть и будут в нашем народе. В том числе и среди педагогов, тружеников на ниве просвещения, призвание которых "сеять разумное, доброе, вечное", обучать, воспитывать, готовить к активной жизни подрастающие поколения. Конечно, лучшая награда для педагога – благодарность учеников. И всё же государство предусматривает официальные поощрения для наиболее отличившихся.

Награды за учительство

На столе в комнате Зинаиды Яковлевны – папочка с аккуратно сложенными грамотами районного, областного и всероссийского уровней. Здесь же, в как новеньких коробочках – медали "За служение людям", "Победитель социалистического соревнования", "Ветеран труда", орден "Знак почёта". По-особенному, с гордостью, ветеран педагогического труда показывает свою главную награду – значок "Отличник народного просвещения СССР". "Просто работала, отдавая себя школе и детям, старалась делать своё дело честно, ответственно, с любовью – вот и всё", – говорит Зинаида Яковлевна, уловив мой удивлённый взгляд.

Среди бережно хранящихся документов из прошлого нахожу состаренный временем листок, датированный 1958 годом – комсомольская путёвка на имя нашей героини в Казахстан, на уборку целинного урожая. И такая страничка была в жизни настоящей комсомолки. Причём, вспоминала она её как лучшую, как некий опыт, какого не получишь больше нигде.

Страничка из жизни комсомолки

Комсомольская юность моей собеседницы выпала на 50-60 годы прошлого столетия. Жизнь этого поколения связана была с целиной.

Первые посланцы комсомольских организаций СССР отправились на целину в 1954 году. Зина оказалась в Казахстане в 1958, будучи студенткой второго курса математического факультета Куйбышевского педагогического института. Женщина вспоминает нелёгкий период как лучшее время, и я понимаю её – это была молодость, которой не страшны трудности, молодость, окрашенная романтикой, верой, что ты делаешь важное для страны дело.

– Это был всеобщий порыв: стране нужна помощь, пропадает в полях хлеб, – рассказывает Зинаида Яковлевна. – Поехал весь курс. Состав из 30 товарных вагонов, студенты авиационных, медицинских, педагогических институтов со всех концов СССР весело, с песнями ехали на уборку урожая в Казахстан.

О том, что будет нелегко, молодые люди знали, но были уверены, что обязательно справятся.

– Всем хотелось увидеть целинные земли, встретиться с новоселами, – вспоминает женщина. – В темную ночь едем в намеченное хозяйство – Кустанайская область, зерносовхоз "Лесной"... А на следующий день, закончив размещение, приступаем к работе.

Немалые трудности пришлось испытать молодым людям. Зинаиду, как и других девушек из группы, поставили на сеялку, их в сцепке четыре. Её задача – чтобы не застревало в сеялке зерно, из-за чего будет брак в работе. Работала девушка и на копнителе, и зерно на элеватор сопровождала, а прежде его в машину студенты загружали, а на элеваторе выгружали. Рабочий день – 8 часов, в шуме, пыли и постоянном напряжении. Жили студенты в степи, в землянке-мазанке. Спали на соломенных матрасах и подушках. Работали под дождем, бывало, недоедали. "Но без трудностей – что за счастье! На целине не было нытиков, а если и попадались, то единицы на тысячу, – говорит Зинаида Яковлевна. – Уставали так, что, казалось, не удержаться на ногах, но юность брала свое: по вечерам организовывали концерты художественной самодеятельности, танцы, а ранним утром снова шли к своему рабочему месту с желанием работать еще лучше". Героиня нашего очерка уверена, что настоящую жизненную закалку и стойкость получила она именно там, на целине. Эти качества ей не раз помогали и в жизни, и в работе.

Школа – дело всей жизни

Школа стала поистине делом всей жизни для Зинаиды Яковлевны. Сделать выбор в пользу учительства помог ей отец, который учил дочерей тому, что в первую очередь нужно учиться и познавать мир. А сделать это можно только с помощью учителя – так говорил он своим детям. К учителям относился с уважением и трепетом, считая их самыми важными людьми в жизни каждого человека. "Всему умному и доброму вы научитесь у учителя", – говорил он детям.

Студенческие годы Зинаиды Яковлевны пришлись на пятидесятые послевоенные годы. "Родители в колхозе работали, зарабатывали "палочки", а одеться так хотелось", – вспоминает она и показывает студенческие фотографии. – Видите, как бедно одета была. И решила я после 3 курса перейти на заочное отделение, чтобы пойти работать и позволить себе хорошо одеться". Родители дочь поддержали, и стала она учителем математики в Кашпирской школе, где проработала с 1961 по 1966 годы. На работу из Хотомли ходила пешком, каждый день, в любую погоду. А в 1969 году построили школу в Заволжье (до этого была только начальная), с тех пор и до 2003 года З.Я. Власюк работала в этой школе.

Ни разу наша героиня не раскаялась, что выбрала эту профессию. Она с такой любовью говорит о детях, о школе, что нет сомнений – передо мной человек, состоявшийся в профессии, счастливый человек. До сих пор она помнит, кто за какой партой сидел, какие бантики носил, кружавчики на фартуке какими были. Не сосчитать учеников, которым она отдала свое сердце, сколько вложила в них знаний, посеяла в детских душах семена "разумного, доброго, вечного".

"Хорошего все-таки в судьбе педагога больше, чем плохого. Я тут как-то карту России рассматривала. Так, куда только пальцем ни ткну – попадаю в город или место, где мои выпускники живут и работают. И радуешься тихой светлой радостью, что в становлении человека есть и частичка моего труда".

Зинаида Яковлевна гордится успехами своих воспитанников, сопереживает их неудачам, помогает советом. И радуется, когда выпускники её, которым сейчас уже за 60 и 70 лет, навещают учительницу свою в дни рождения. "Лучшие сейчас для меня моменты жизни", – говорит она.

Во время нашей беседы мы много говорили о современной школе, вспоминали её советское прошлое. Конечно, звучали разные мнения, но в главном мы были едины: школа должна существовать для ребёнка, жить его интересами и потребностями. В заключение я попросила Зинаиду Яковлевну дать совет молодому учителю, начинающему путь в профессию. "Иметь глубокие знания, постоянно самообразовываться и развиваться, следить за всеми изменениями и, самое главное, любить детей. Не себя ставить главным в школе, а ребёнка. Тогда что-то получится", – ответила она.

Автор: Н. Самуткина.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 457

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика