Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Лямбирского района Республики Мордовия

431510, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лямбирь, улица Полевая, 19 А.
телефон: +7 (83441) 2-36-75
e-mail: priziv_l@mail.ru

Ученик Растрелли

В Евлашево когда-то кипела жизнь, более трех сотен домов вмещали в себя свыше тысячи двухсот человек. Множиться и процветать селу помогал тракт, шедший из Шишкеева до Московской столбовой дороги, соединяющей столицу края с Нижним Новгородом.

Прихожане исполняли служение Богу в трех церквях, одна из которых церковь Покрова Богородицы построена в 1764 году, по проекту придворного архитектора А.П. Евлашева, ученика Франческо Бартоломео Растрелли. Великий архитектор считал Евлашева одним из лучших своих учеников. Во всяком случае, в списке архитекторов, которых считал своими воспитанниками, имя Алексея Петровича Евлашева поставил во главе.

Евлашево – родовое поместье Евлашевых, за ратные подвиги в смутное время было пожаловано царем Михаилом Федоровичем Романовым Ивану Васильевичу Евлашеву. В жалованной царской грамоте отмечено: "Стоял крепко и мужественно на бояхъ, а на приступе бился вместе не щадя головы своей".

Исторические события этого периода объясняют отношение этого рода к иконе Казанской Божьей Матери, которая считалась "Национальной святыней", и для русского дворянства эта икона – символ отвоеванной независимости Российского государства, воинской доблести. Не случайно Петр I в 1712 году в столетие освобождения Москвы от поляков перенес Казанскую икону Божьей Матери – покровительницу Романовых – в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Петербурге.

Для Евлашевых икона – символ воинской доблести их предка Ивана Васильевича, родоначальника рода потомственных военных. Захар Петрович Евлашев, брат Алексея Петровича Евлашева, служил в Кирасирском Миниховом полку с 1730 по 1746 годы. Уволен в звании поручика. Сыновья его – военные. Николай служил в лейб-гвардии Измайловском полку, в 1778 году пожалован в капитаны. В полку служил Дмитрий в чине поручика. В архивных документах имеется свидетельство на сына Димитрия Александра о представлении в державный капитул Ордена Святейшего Иоанна Иерусалимского, в который принимали лиц, предки которых были дворянами на протяжении 150 лет.

Золотыми буквами вписал в историю рода Евлашевых Алексей Петрович, выбрав для себя чрезвычайно ответственную профессию. В архитектурно-строительном ведомстве царила строгая субординация и дисциплина. Если в 17 веке каменные подмастерья проектировали и строили, исходя из практического опыта предшественников - зодчих, традиций, своего таланта, то в 18 веке он должен работать по чертежу, сочиненному архитектором. Строительство осуществлялось в точном соответствии с утвержденным проектом. За отступление от проекта следовал штраф или иное более жесткое наказание. Основной контроль за строительством возлагался на архитектора-проектировщика и его помощника, тоже архитектора. На основании этих требований целесообразно предположить, что А.П. Евлашев не только проектировал, но и осуществлял наблюдение над ходом строительства. О его профессионализме и высоком статусе свидетельствует работа С.А. Антоновой на соискание научной степени на кафедре истории отечественного искусства МГУ имени М.В. Ломоносова, в которой представлена картина деятельности Гофинтендантской конторы в Москве, где Евлашев начал трудиться с момента ее образования, и сделал успешную карьеру в деле создания императорских дворцово-парковых комплексов и культовых сооружений.

влашево – родовое поместье Евлашевых, за ратные подвиги в смутное время было пожаловано царем Михаилом Федоровичем Романовым Ивану Васильевичу Евлашеву. В жалованной царской грамоте отмечено: "Стоял крепко и мужественно на бояхъ, а на приступе бился вместе не щадя головы своей".

Исторические события этого периода объясняют отношение этого рода к иконе Казанской Божьей Матери, которая считалась "Национальной святыней", и для русского дворянства эта икона – символ отвоеванной независимости Российского государства, воинской доблести. Не случайно Петр I в 1712 году в столетие освобождения Москвы от поляков перенес Казанскую икону Божьей Матери – покровительницу Романовых – в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Петербурге.

Для Евлашевых икона – символ воинской доблести их предка Ивана Васильевича, родоначальника рода потомственных военных. Захар Петрович Евлашев, брат Алексея Петровича Евлашева, служил в Кирасирском Миниховом полку с 1730 по 1746 годы. Уволен в звании поручика. Сыновья его – военные. Николай служил в лейб-гвардии Измайловском полку, в 1778 году пожалован в капитаны. В полку служил Дмитрий в чине поручика. В архивных документах имеется свидетельство на сына Димитрия Александра о представлении в державный капитул Ордена Святейшего Иоанна Иерусалимского, в который принимали лиц, предки которых были дворянами на протяжении 150 лет.

Золотыми буквами вписал в историю рода Евлашевых Алексей Петрович, выбрав для себя чрезвычайно ответственную профессию. В архитектурно-строительном ведомстве царила строгая субординация и дисциплина. Если в 17 веке каменные подмастерья проектировали и строили, исходя из практического опыта предшественников - зодчих, традиций, своего таланта, то в 18 веке он должен работать по чертежу, сочиненному архитектором. Строительство осуществлялось в точном соответствии с утвержденным проектом. За отступление от проекта следовал штраф или иное более жесткое наказание. Основной контроль за строительством возлагался на архитектора-проектировщика и его помощника, тоже архитектора. На основании этих требований целесообразно предположить, что А.П. Евлашев не только проектировал, но и осуществлял наблюдение над ходом строительства. О его профессионализме и высоком статусе свидетельствует работа С.А. Антоновой на соискание научной степени на кафедре истории отечественного искусства МГУ имени М.В. Ломоносова, в которой представлена картина деятельности Гофинтендантской конторы в Москве, где Евлашев начал трудиться с момента ее образования, и сделал успешную карьеру в деле создания императорских дворцово-парковых комплексов и культовых сооружений.

влашево – родовое поместье Евлашевых, за ратные подвиги в смутное время было пожаловано царем Михаилом Федоровичем Романовым Ивану Васильевичу Евлашеву. В жалованной царской грамоте отмечено: "Стоял крепко и мужественно на бояхъ, а на приступе бился вместе не щадя головы своей".

Исторические события этого периода объясняют отношение этого рода к иконе Казанской Божьей Матери, которая считалась "Национальной святыней", и для русского дворянства эта икона – символ отвоеванной независимости Российского государства, воинской доблести. Не случайно Петр I в 1712 году в столетие освобождения Москвы от поляков перенес Казанскую икону Божьей Матери – покровительницу Романовых – в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Петербурге.

Для Евлашевых икона – символ воинской доблести их предка Ивана Васильевича, родоначальника рода потомственных военных. Захар Петрович Евлашев, брат Алексея Петровича Евлашева, служил в Кирасирском Миниховом полку с 1730 по 1746 годы. Уволен в звании поручика. Сыновья его – военные. Николай служил в лейб-гвардии Измайловском полку, в 1778 году пожалован в капитаны. В полку служил Дмитрий в чине поручика. В архивных документах имеется свидетельство на сына Димитрия Александра о представлении в державный капитул Ордена Святейшего Иоанна Иерусалимского, в который принимали лиц, предки которых были дворянами на протяжении 150 лет.

Золотыми буквами вписал в историю рода Евлашевых Алексей Петрович, выбрав для себя чрезвычайно ответственную профессию. В архитектурно-строительном ведомстве царила строгая субординация и дисциплина. Если в 17 веке каменные подмастерья проектировали и строили, исходя из практического опыта предшественников - зодчих, традиций, своего таланта, то в 18 веке он должен работать по чертежу, сочиненному архитектором. Строительство осуществлялось в точном соответствии с утвержденным проектом. За отступление от проекта следовал штраф или иное более жесткое наказание. Основной контроль за строительством возлагался на архитектора-проектировщика и его помощника, тоже архитектора. На основании этих требований целесообразно предположить, что А.П. Евлашев не только проектировал, но и осуществлял наблюдение над ходом строительства. О его профессионализме и высоком статусе свидетельствует работа С.А. Антоновой на соискание научной степени на кафедре истории отечественного искусства МГУ имени М.В. Ломоносова, в которой представлена картина деятельности Гофинтендантской конторы в Москве, где Евлашев начал трудиться с момента ее образования, и сделал успешную карьеру в деле создания императорских дворцово-парковых комплексов и культовых сооружений.

Мы не один раз побывали в опустевшем Евлашеве. Уже нет креста на высокой колокольне, который могли зреть за много верст путники, отлетела часть когда-то добротной чугунной черепицы. Рядом стоят вековые липы, устремляя в синеву свои кудрявые вершины. Тишь, да покой вокруг, который изредка нарушают черные копатели. Ищут клад последней помещицы Лукиной, а находят керамические шарики, свидетели некогда процветающего здесь кирпичного производства. Специалисты утверждают, что это пробники, по которым определялось качество сырья. Не трескаются – значит, добрый получится кирпич.

Находят их во множестве в ямах, поросших травой и сглаженных временем. Здесь стояли печи для обжига сырца. Видно, кирпич шел на строительство храма, со стенами более метра толщиной.

Временное производство было организовано на месте, "... два сарая, в, которой кирпич делать длиной по двадцати сажень поперёк по четыре сажени; две печи для обжигания кирпича, двести бочек дров ежели на обжигание кирпича, сырцу десять тысяч..."

По описи, заверенной архитектором, мы можем составить представление о других материалах и требованиях к их употреблению: "В окна вставлены и замки железные твердые решетки, и в своды полагать толстые и крепкие связи,(...) сделать железные двери и затворы, и засовы ...из дорогого сибирского мягкого железа, в окна окончины вставить стеклянные в рамы, в церкви пол вымостить тесом, а кровлю на той церкви и колокольне крыть в два теса, а по тесу класть скалу и ...,а на...драницы широкие, чтобы теча не проходила, и кровлю сделать крутой". Требование крутой кровли, не случайное, оно связано с климатическими условиями России.

Массивные решетки на окнах, неподвластные ни времени, ни загребущим рукам. Только кованые врата чуть поскрипывают под натиском ветра, жалуясь на свое одиночество. Разлетелись миряне по обширной стране, потемнели от непогоды брошенные дома. И только славная история умершего села еще живет и крепко держит в своих объятьях последних выходцев из здешних мест.

Автор: А. Михайлов

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 519

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ