27 июля в Районном культурном центре состоялось открытие выставки работ мастера резьбы по дереву Валерия Юрьевича Сапега. Перед открытием посетители внимательно осматривали выставленные работы, изучали пояснительные таблички и послушно не трогали руками представленные образцы, хотя руки непроизвольно тянулись то к одной вещи, то к другой. А посмотреть, и особенно подержать в руках было что! На выставочных столах разместились различные предметы кухонной утвари, вазы, фигурки животных и птиц, панно, шкатулки, различные декоративные принадлежности – много всего интересного и, безусловно, красивого. Все работы выполнены мастером вручную из различных пород дерева.
Что особенного в этой выставке?
"И что тут особенного, – спросите вы, – подобных выставок проводится достаточно много?"
А особенность есть. Просто ходить по выставке и смотреть работы – это одно. Но когда организатор, проводящая экскурсию, пояснила, что мастер, выполнивший все эти работы, абсолютно слепой – вот тут посетители замерли и не поверили. Сразу посыпались вопросы: "Как можно слепому человеку работать в этой технике? Как вообще незрячий человек делает подобное?" Сказать, что посетители были потрясены – это не сказать ничего. Был просто шок и размышления, которые каждый пока оставил при себе.
"Я загорелся этим делом, и горю до сих пор"
О том, как научился резьбе по дереву и что этому предшествовало, Валерий Юрьевич Сапега рассказал на открытии выставки: "После наступления полной слепоты меня поддержали очень многие люди, и в Себеже, и в Пскове, которым я бесконечно благодарен. В том, что мне необходимо поехать на реабилитацию, меня убедила С.П. Ефремова, директор библиотеки для слепых в г. Псков. Она буквально заставила поехать в Волоколамск, в центр для реабилитации инвалидов по зрению. Что такое реабилитация в моем случае? Это обучение: обслуживать самого себя, передвигаться по городу и по собственному дому, необходимым бытовым мелочам – всему тому, что делает зрячий. Там же, в центре, я познакомился с В.М. Гороховым – мастером резьбы по дереву, моим учителем, который сумел заинтересовать меня этим делом, увлечь. Я стал пробовать резать. Получалось что-то, но не очень. В 2000 году, через два года после первой реабилитации, я снова поехал туда, и продолжил обучение у резчика. Постепенно постигал все азы и тонкости дела, приобрел необходимые для работы инструменты – дело пошло лучше, изделия стали более качественные. Так постепенно, постоянно обучаясь и совершенствуясь, придумывая для себя что-то новое, я увлекся резьбой по дереву, и горю этим до сих пор…"
"Искренняя благодарность за выставку"
10 августа состоялось закрытие выставки мастера В.Ю. Сапега, куда также пришло достаточно много людей. Среди посетителей были и дети, и молодежь, и люди, увлеченные творчеством. Они общались с мастером, что-то уточняли, спрашивали, интересовались процессом подготовки материала к работе, задавали вопросы по предстоящему мастер-классу – в общем, обстановка царила рабочая. Случайных людей в этот день в фойе РКЦ не было, все присутствующие пришли именно туда, куда они хотели.
Глава городского поселения "Себеж" Г.А. Малютина поблагодарила мастера за предоставленные работы, а коллектив РКЦ за подготовленную выставку и вручила Валерию Юрьевичу благодарность от имени администрации города: "Искренне благодарна вам, Валерий Юрьевич, что в эти непростые для города и района дни вы поддержали нас своим творчеством. Ваша выставка – это луч яркого солнышка в пасмурный день".
"Вы мастер от Бога…"
"Выставка замечательная, изделия бесподобные, мастеру благодарность за доставленное удовольствие…"; "Очень хочется все потрогать руками, почувствовать теплоту дерева, все изделия замечательные…"; "Вы мастер от Бога…", – это малая часть тех записей, которые оставили посетители в книге отзывов. Все, как один, поражены талантом, силой воли и силой духа мастера, человека, который не смирился с судьбой, а вопреки всем невзгодам нашел силы встать и шагать вперед с гордо поднятой головой, творить прекрасное и радовать окружающих. Человека, который очень критично относится к себе и говорит: "Не надо меня хвалить, лучше скажите, где я недоработал, что не так. Ведь именно замечания и критика помогают в работе, а вдохновение приходит тогда, когда человек востребован, когда пользуются спросом его изделия, когда он участвует в выставках и конкурсах, когда понимает, что он не обуза для родных и близких".
Мастер-класс
В тот же день Валерий Юрьевич провел мастер-класс по технике берестоплетения для всех желающих. А желающих оказалось достаточно. Мастер занял свое место – и началось волшебство. Он объяснял, что делает, и одновременно переплетал полоски плотной бумаги. Движения пальцев были настолько плавны и незаметны, что ученики просто сидели и смотрели на его руки, забыв о том, что перед ними лежат такие же полоски, и что с ними нужно работать. Буквально за несколько минут была сделана небольшая корзинка, попутно подробно объяснялось каждое действие – как и зачем это нужно делать. Опомнившись, кто-то из участников мастер-класса тихонько попросил начать объяснение сначала – засмотрелись и пропустили главное. Мастер улыбнулся, и начал показ заново…
В заключение…
… Хочу поделиться своими впечатлениями от всего, что увидела и что услышала во время открытия и закрытия выставки мастера резьбы по дереву В.Ю. Сапега. Сказать, что поражена увиденным – значит промолчать. О каждой своей работе мастер может рассказать все: из какого материала сделана, сколько времени затрачено, какими резцами работал, как готовил эскиз, кто помогал, в каких выставках участвовала работа и т.д. Комментарии и отзывы посетителей единодушны – мастер действительно от Бога. Не каждый зрячий сможет сделать такую работу, вложить в нее душу, поэтому и хочется, вопреки табличкам, брать каждую в руки, ощупывать, осматривать. Кстати, мастер пояснил, почему на выставочных столах лежат эти грозные таблички – только для того, чтобы изделия не загрязнялись от прикосновений. При вдумчивом и внимательном осмотре изделий в них просто влюбляешься – так правдоподобно и тонко выполнены мельчайшие детали, будь то перо цапли или лапки петуха, витиеватые переплетения деревянных ложек или лоточки в форме листьев. О том, что лежащий на столе филин кроме красоты, служит еще и хранилищем для швейных принадлежностей, догадаться можно только по говорящей табличке – "Филин-портной". Перечислить все вещи, представленные на выставке, просто невозможно, их нужно видеть. Как и невозможно откликнуться на просьбу мастера, указывать на недостатки и неточности работ – их попросту не рассмотреть. Наверное их просто нет!