В этот день командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б.В.Громов, спрыгнув с бронетранспортера, пересек мост, символизируя этим, что он последним перешел пограничную реку Амударья.
В реальности последними Афганистан покинули подразделения пограничников и спецназа, прикрывавшие вывод войск и вышедшие на территорию СССР только во второй половине дня.
Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской войны, которая продлилась почти десять лет.
В этот день мы поминаем солдат и офицеров, погибших там, поздравляем живых. В массовом постсоветском сознании одним из важных символов 80-х годов стала именно Афганская война. Ей посвящены многочисленные песни, фильмы, книги. Оценка ее итогов разнится. Война поломала жизни многих молодых парней. Но несмотря ни на что, они честно исполнили свой гражданский долг, данный Отечеству, остались верными присяге до конца. "Горячие точки" показали, что наши ребята достойные наследники отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.
В 2004 году, выступая на торжественном собрании, посвященном "Дню памяти воинов-интернационалистов", президент России В. В. Путин сказал, что "в афганскую войну было испытано все, на что способен человек, все, что он в состоянии вынести. Им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаяния, и трудностей".
А ведь кроме телесных ран участники той войны получили и душевные раны.
Война прошла в самые души и оставила в них не стираемый ничем след. Сегодня этот день, когда прекратились боевые потери советских солдат, является праздником - своеобразный День Победы, над войной, за который воины-интернационалисты заплатили огромную цену.
Воины-интернационалисты района ведут большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Каждый год в этот памятный день они обязательно встречаются, вспоминают боевых товарищей. По-особому чтят они память тех, кто не вернулся с той войны. А после торжественных мероприятий вернутся к обыденной жизни так не похожей на ту, которую они сумели пройти в далекие восьмидесятые.
Память сильнее времени
Памятная дата, отмечаемая 15 февраля по особому близка жителям села Садовка. Та война унесла жизнь нашего земляка А. А. Селькова.
Час памяти "ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ" прошел в Садовской средней школе.
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Началось мероприятие с исполнения песни "Русский парень" А. Макеевым и Н. Трущевым. Подробно, о истории этого дня, об интернационализме, участниках локальных войн, их роли в мировой политике рассказала ведущая (Т. Глазкова).
Ее рассказ был о поколении, которому в жизни выпала нелегкая доля – выполнять свой солдатский - служебный долг: воевать в чужой стране, выполняя приказы командиров, подвергая себя постоянному смертельному риску.
В наше непростое время, эти мужественные люди сумели доказать, что их объединяет не только общая радость побед или горечь поражений, но и умение работать, способность помогать друг другу, за что снискали любовь и уважение народа. Пройдя суровую школу, молодые парни становились мужчинами.
Ученицы 8 класса К. Мамкеева и А. Арутюнян читали стихи, посвященные героям "горячих точек". Минутой молчания присутствующие почтили светлую память всех погибших в локальных войнах, чья жизнь безвременно оборвалась в боях, при исполнении интернационального долга. Возложили живые цветы к мемориальной доске земляка А.А. Селькова, погибшего в Афганистане.
Жизнь не останавливается ни на минуту, соответственно история полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост. Каждое поколение дает пищу его пламени.Как жаль, что история нас ничему не учит: к названиям Афганистан, Чечня, Осетия, добавилась Сирия. Костер истории, о котором было сказано, не только освещает прошлое, он отбрасывает свои блики и на настоящее, и на будущее. Осмысление исторического прошлого – занятие нелегкое.
Оценивать прошлое необходимо с чувством исторической ответственности и на основе исторической правды. Историческая память рождается знанием, и, чтобы многое помнить, надо очень много знать. Нужно знать все. Историю нужно уважать, у истории надо учиться! Но, извлекать исторические уроки надо умеючи.
Т. В. Глазкова