Каждый день тысячи жителей Саратова и Энгельса проезжают по мосту через Волгу, и многие даже не знают, что под этим мостом, в пятидесяти метрах от энгельсского берега, на дне Волги лежит первый ледокол России. Он построен в 1895-м в Англии, на верфях судостроительного завода "Армстронг" города Ньюкасла, по заказу Рязанско-Уральской железной дороги.
В конце того же года судно доставили в наш город и назвали "Саратовский". Дальнейшая его судьба тесно связана с судьбой нашего края. Зимой он прокладывал во льдах путь парому; весной разбивал лед в пятидесяти километрах ниже по течению от Саратова; когда вода была высоко, уходил в Астрахань и на буксире приводил оттуда нефтяные баржи.
В 1918 году в Вольске, Балакове и Марксе начался мятеж эсеров и белогвардейцев. Для помощи красноармейцам в подавлении восстания были созданы Вольская и Саратовская военные флотилии. Во главе последней встал "Саратовский".
В 1930-е годы судно использовали в строительстве железнодорожного моста. В 1935-м, после завершения строительства, ледокол отправили под Сталинград. Там и застала его Великая Отечественная война.
"Саратовский" переоборудовали в канонерское судно, установили на палубе зенитки. Судно активно использовали и в Сталинградской битве. На нем переправляли технику, боеприпасы и личный состав.
Зимой 1942/1943 года возникла необходимость привести в Астрахань нефтебаржи, стоявшие в Каспийском море. Это казалось невозможным, толщина льда была около двадцати сантиметров.
На помощь послали "Саратовский". По воде, освобожденной им, удалось провести баржи и нефтеперекачивающую станцию НПС-29.
После войны, 10 марта 1949 года, ледокол прибыл в Саратов. Его приписали к мостоотряду № 8.
В 1958-м началось строительство автодорожного моста через Волгу. Судно активно использовали в этом строительстве, особенно при установке свай-оболочек для опор моста.
"Саратовский" подвозил оборудование, весной боролся с ледоходом, зимой обеспечивал передвижение судов, буксировал плавучие краны. Позже, при монтаже пролетных конструкций моста, буксировал их на понтонах к месту установки.
В 1968 году мост достроили. Ледокол списали, поставили к дамбе-причалу с энгельсской стороны и начали разбирать.
Закончить это дело мостоотрядовцы не смогли. В одну из январских ночей судно при невыясненных обстоятельствах затонуло и по сию пору лежит на дне.
В конце 1990-х годов возник интерес к ледоколу. Были предприняты попытки осуществить его подъем, чтобы устроить в нем музей речного флота. Но, к сожалению, эти попытки успехом не увенчались. "Саратовский" до сих пор на том же месте.
Подъем ледокола актуален и сегодня. Во-первых, время неумолимо, судно не может сохраняться в воде вечно. С каждым годом риск потерять его безвозвратно все больше увеличивается.
Во-вторых, "Саратовский" – первый ледокол в России, свидетель и участник исторических событий нашей страны, наша гордость. Подъем и восстановление судна сыграют важную роль в патриотическом воспитании молодежи, восстановлении исторической памяти, а также расширят туристическое пространство нашего областного центра, привлекая жителей других регионов.
В настоящее время Егор Кругляк работает над макетом точной копии ледокола "Саратовский".
СПРАВКА "СП"
В саратовском Детско-юношеском центре морской и спортивно-технической подготовки работает единственный в нашей области Музей речного флота. Его сотрудники во главе с Александром Азовцевым проводят большую работу по военно-патриотическому воспитанию школьников и занимаются изучением истории Саратовского речного флота.