Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета муниципального образования «Город Саратов»

410031, г. Саратов, ул.Соколовая, 44/62
телефон: (8452) 26-37-78
e-mail: sarmer@yandex.ru

"Арт-объекты добавят позитива"

Столичный архитектор Андрей МУШТА: "Арт-объекты добавят саратовцам ярких красок, улыбок и капельку озорства!" Скульптурная композиция "Диалоги о Саратове", недавно открытая в Заводском районе, была воспринята местными жителями неоднозначно.

Чтобы получить информацию "из первых уст", корреспондент "СП" обратился непосредственно к автору идеи "Диалогов". На наши вопросы ответил московский архитектор Андрей Мушта.

- Начать, наверное, следует с того, что неблагодарное дело - выслушивать объяснения художников по поводу их творчества…

- Мне, в этом смысле, гораздо проще, потому что в моей профессии требуются пояснительные записки по каждому, даже незначительному, поводу. И я честно признаюсь, что если бы я знал, что создаю арт-объект для сквера им. Кривохижина в центре бывшего круглого водоема, – то это была бы совсем другая история. Скорее всего, появилась бы деревянная ротонда, отдаленно напоминающая вигвам или хижину ассиметричной формы. Она дала бы посетителям сквера долгожданную тень, защиту от дождя, удобные места для неспешных бесед… К сожалению или к счастью, сейчас в этом замечательном сквере оказалось то, что предназначалось изначально для многолюдной улицы…

- Изначально композицию планировалось поставить прямо на тротуаре?

- Да, я предполагал, что будущий арт-объект, который по своим габаритам будет сопоставим с обычной скамейкой, будет стоять прямо на тротуарной плитке в одной из чудесных пешеходных зон Саратова, в центре города.

Поэтому появилась идея сделать некий парафраз на тему стерлядок саратовского герба. Я представил, какими бы они стали сейчас, если бы жили в эпоху айфонов, "Макдоналдсов" и кока-колы. Так появилась небольшая толстенькая рыбка – питьевой фонтанчик. Мне хотелось, чтобы она была крошечной и озорной, как Манекен Пис, эмблема Брюсселя. Для того чтобы рыбка не затерялась в плотном потоке идущих людей, ее пришлось приподнять повыше человеческих голов – на постаментик в виде округлой гальки, как бы отшлифованным людским потоком. Сам постаментик получился скучноватым, и тогда я придал ему слабо выраженные антропоморфные архаические черты, как будто какие-то находчивые люди использовали в качестве постамента под рыбку фрагмент другого, более древнего памятника.

- Так часто делают в Саратове, если вспомнить историю…

- Вы правы, достаточно, к примеру, вспомнить забавную историю "хозяйственного" использования частей памятника императору Александру II, на фундаменте которого сегодня стоит Н.Г. Чернышевский, на постаменте которого – Ф.Э. Дзержинский. Фрагмент монумента императору стал памятником Первой учительнице, и вдобавок, композиция которого была использована для памятника П.А. Столыпину.

К слову, так делали не только в Саратове, но даже в Древнем Риме и Византии. И по сей день подобные "скульптурные химеры" из двух, не связанных между собой фрагментов, можно встретить во многих старинных городах Европы.

- Изначально, по вашим словам, планировался один фонтанчик, а в итоге появилось две рыбки…

- Люди, знакомые с технологией изготовления арт-объектов, знают, что самая трудоемкая и дорогая часть – изготовление модели и контрформы, а вот трудовые затраты на отливку одной или двух копий практически одинаковы. Поэтому я решил, что если за те же деньги саратовцы получат не один, а целых два питьевых фонтанчика, то это им понравится больше. Кстати, изготовление и установка композиции были оплачены спонсором, так что фонтанчики горожане получили совершенно бесплатно!

- Поскольку появились две рыбки на двух постаментах, это, наверное, позволило вам внести в композицию дополнительный смысл…

- Разумеется, здесь нужно вспомнить, к примеру, знаменитый тест-картинку датского психолога Эдгара Рубина, так называемую "фигуру, дающую возможность обратимого выделения фигуры и фона". Проще говоря – два профиля, расположенные друг против друга, формируют между собой пространство, которое напоминает вазу. И у "вазы", и у профилей людей – общий силуэт, и человек, в зависимости от того, что он считает фоном, а что – силуэтом, способен увидеть либо вазу, либо профили людей.

Кроме того, симметрично расположенные объекты метафизически обозначают начало важного пути – подобно афинским Пропилеям. Они же создают своеобразную рамку в стиле барокко для фотографирующихся рядом людей. Ну, и, наконец, две условные головы, поставленные близко друг к другу, напоминают людей, разговаривающих шепотом. О чем могут негромко беседовать две саратовские головы – конечно, о родном городе! Отсюда и рабочее название объекта – "Диалоги о Саратове".

- Как, по-вашему, это хорошо, или плохо, что мнения о композиции так серьезно разделились?

- Мне хотелось бы, чтобы каждый увидел в "Диалогах о Саратове" что-то свое. Я намеренно придал современной скульптуре архаические, нечеткие черты, закодировал, спрятал в ней реминисценции из богатейшего исторического прошлого Саратовского края. Что-то современной кириллицей написано прямо на поверхности, но для понимания остального необходимо потрудиться. Видимо, поэтому стоит коснуться исторических аллюзий. Например, сарматы – они жили в степной зоне нашего края почти тысячу лет. Они отличались уникальными обычаями, например, с детства им бинтовали голову особым образом, отчего верхняя часть становилась узкой и сильно вытянутой вверх, она казалась сарматам невероятно красивой. К сожалению, от сарматов совсем не осталось изображений – религия сарматов их запрещала. Мне показалось, что это несправедливо, и головы стали немного "сарматскими". Есть в композиции также напоминание об Укеке, предтече Саратова, второй столице Золотой Орды, сакральной теме саратовских краеведов. Город Укек периода расцвета чеканил собственную серебряную и медную монету! Поэтому чешуйки у рыбок я изначально хотел сделать в виде оттисков укекских дирхемов и пулов.

- Какова, по-вашему, роль арт-объектов для формирования комфортной городской среды?

- Успешные города любого размера - Лондон, Ницца, Сен-Поль-де-Ванс, Сингапур – всегда находят место для небольших арт-объектов, инсталляций и объектов дизайна. Эти незатейливые элементы городской среды делают жизнь людей чуть-чуть эмоциональнее, они добавляют в нее ярких красок, улыбок и капельку озорства!

Есть и обратные примеры – города убывающие, депрессивные, где арт-объекты не только не ставят, они незаметно уничтожают все выдающееся, что досталось им от предшественников.

Появление или исчезновение арт-объектов, то, как их воспринимают люди, – своеобразный маркер города. Каким путем пойдет Саратов? Вопрос открытый, но историческое прошлое города, люди Саратова, потрясающая природа нашего края, и, конечно же, Волга, дают нам повод для оптимизма.

Комментарий

Олег Грищенко, глава МО "Город Саратов":

- Поговорить для саратовцев - дело святое. Дай только повод - дискуссия развернется самая жаркая. Поставили к юбилею Саратова новую скульптуру в Заводском районе, а обсуждать, оценивать, критиковать и строить догадки стали еще до открытия арт-объекта. Скажем прямо, мнения были разные: кому-то понравилось, кто-то не понимал задумки художника, а кто-то и вовсе не принимал подобного авангардизма. Тем не менее, сквер "Заводской" теперь украшает уникальный для саратовской архитектуры объект: необычная задумка скульпторов добавила зоне отдыха шарма и уж точно привлекла посетителей.

Лично мне идея скульптурной композиции "Диалоги о Саратове" показалась интересной еще на моменте разработки проекта. Конечно, этот объект не лишен дискуссионной составляющей, но ведь искусство не должно оставлять равнодушным, тем более, новаторское, провокативное, призванное будить воображение, вызывать ассоциации.

В современном мире как раз подобные арт-объекты определяют интерьер того или иного мегаполиса. Такие необычные дизайнерские решения, инсталляции, расставленные на улочках, площадях, в парках и скверах, формируют своеобразие города. Их можно назвать элементами интерьера, которые как бы дополняют сложную архитектуру городского пространства, создают уют. Когда только обсуждалась концепция скульптурной группы, установленной в Заводском районе, мне понравилась шутка скульптора - изображение диалога в виде попеременного извержения водных струй с губ то одной, то другой фигуры. Кроме символичного смысла, эта задумка радует жителей Заводского и утилитарной функцией нового арт-объекта в качестве питьевого фонтанчика. Обычай оборудовать подобными источниками европейские города восходит еще к 19 веку. Например, такой фонтанчик установил английский меценат на Монмартре: можно сказать, он в прямом смысле вспоил известнейших импрессионистов. Такие уличные источники были настоящим произведением искусства. Наши "Диалоги о Саратове" - современная версия этой традиции. Причем подчеркну, что наша скульптурная группа дает новое прочтение именно саратовских символов.

Рыбы - парафраз нашего герба: так сказать, стерлядки на современный лад. Постамент напоминает головы представителей древнего народа - сарматов, тысячу лет назад населявших степи нашего края. Эталоном красоты считался вытянутый череп. Для этого с детства их головы бинтовали так, чтобы верхняя часть черепа вытягивалась вверх. В очертаниях скульптур читаются древнетюркские памятники "половецкие бабы" - символичное изображение предков. Многие из них, кстати, хранятся в музеях Саратовской области. Приятно, что авторы не обошли стороной и тему Увека. В чешуйках рыб спрятаны древние укекские монеты - дирхемы и пулы. Получается, что в очень лаконичном, даже аскетичном объекте с помощью аллюзий, метафор, иносказаний запакованы многие исконные смыслы.

Саратов уже давно не просто город купеческой архитектуры. В последнее время в его облик вписываются новые памятники, арт-объекты, скульптуры. Они не только внешне улучшают городское пространство, но также наполняют его исторической составляющей. Так, например, совсем недавно в Саратове по инициативе наших земляков - первого заместителя руководителя Администрации Президента Вячеслава Володина и народного артиста Российской Федерации Евгения Миронова была открыта скульптурная композиция, посвященная юбилею Олега Павловича Табакова. Ее установка закрепила за Саратовом славу родного города знаменитого актера. Кроме этого, появляются и примеры яркого, дискуссионного современного искусства. Такой многогранный подход к формированию среды мегаполиса снова и снова подтверждает статус Саратова как культурной столицы Поволжья.

Что же касается пересудов, то поговорить все горазды. Вспомните подарок известного дизайнера Артемия Лебедева - логотип "Люблю бывать в Саратове". Абсолютно бесплатно нам была презентована новая концепция продвижения нашего города. Вот только ничего, кроме негативных отзывов, это не вызвало. К сожалению, современное искусство не всегда лояльно воспринимается. Правда, где сейчас те, кто кричал, что сделают лучше? Увы, нет ни их, ни их идей.

А ведь наш город славен как раз тем, что в плане искусства, культуры в Саратове живут неравнодушные люди. Все те, кто находит средства увековечить славные страницы нашей истории, замечательных людей, внесших ощутимый вклад в развитие города, делают большое дело. В этой связи, мне хотелось бы отметить депутата областной Думы Сергея Курихина, благодаря которому пополнилась коллекция городских памятников. Так, был увековечен образ саратовского городового, уже изготовлен памятник основателям нашего города - Григорию Засекину и Федору Турову. Сейчас общественность активно обсуждает место установки скульптур. Кроме того, Сергей Георгиевич большое внимание уделяет сохранению исторического облика Саратова. Реконструированная им галерея "Каштан" демонстрирует лучшие традиции купеческой архитектуры Саратова. В таком же стиле выполнен деловой центр "Атлант" на улице Вавилова. Все это говорит об одном: мы не забываем наши корни. Ведь самое страшное - превратиться в "Иванов, родства не помнящих".

Автор: Владимир Григоренко

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 24979

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика