По статистике большую часть пассажиров и грузов в России перевозят железные дороги. Поезда всегда считались одним из самых безопасных видов транспорта, с которым практически ничего не случается. Однако подрыв "Невского экспресса", диверсия на Волгоградском вокзале и другие события новейшей истории показали, что путешествия на поезде также могут быть уязвимы, а значит, охранять их должны исключительно профессионалы. За безопасность на всех железнодорожных узлах Саратова, в аэропорту и на речных судах отвечает специальный отряд ОМОН на транспорте, с прошлого года официально ставший подразделением Росгвардии. В канун празднования Дня гвардейца корреспондент "СП" сменила профессию и попробовала себя в роли бойца ОМОН.
Небольшое, неприметное с виду двухэтажное здание, в котором расположились саратовские защитники транспорта, для посторонних закрыто. Состав и численность отряда засекречены, поэтому случайных гостей здесь не бывает. Но для журналиста "СП" сделали исключение, благодаря общероссийской акции "Испытано на себе", в рамках которой накануне профессионального праздника Росгвардии сотрудники ОМОНа и СОБРа показывают репортерам будни своих спецподразделений и предлагают попробовать себя в этой службе.
Напомним, к Росгвардии ОМОНовцев присоединили осенью прошлого года. При этом глобальных изменений в службе подразделений пока не случилось. Бойцы отряда по-прежнему выполняют задачи по обеспечению безопасности на транспорте и противодействию терроризму и экстремизму. Неизменными остались символика и аббревиатура ОМОН. Правда, расшифровываются эти четыре буквы теперь иначе. Сейчас это "отряд мобильный особого назначения".
Универсальные солдаты
История Саратовского ОМОН на транспорте началась в 1993 году, когда по всей стране формировались ОМОНы и СОБРы. Костяк сотрудников составили молодые парни, прошедшие спецподготовку в элитных армейских частях. В период с 1995 по 2004 годы бойцы Саратовского ОМОН на транспорте регулярно выезжали на боевые дежурства в горячие точки Северного Кавказа, где обеспечивали охрану железнодорожных объектов и прикрывали полицейских во время силовых операций и зачисток.
За 20 лет отряд совершил немало боевых подвигов и даже вырастил первого в истории транспортного ОМОНа Героя России Павла Шевченко, который в настоящее время занимает пост и.о. главы Кировского района. Службу в отделе Павел Анатольевич начал простым сержантом. Довелось ему побывать и в Чечне. 2 декабря 1999 года боевики напали на заставу, в которой нес службу Саратовский ОМОН. Павел Шевченко и его боевой товарищ Игорь Чевтарев оказали сопротивление. В ходе тяжелого боя оба получили ранения, но не прекратили огня. В итоге часть боевиков удалось ликвидировать, остальные отступили.
Подробней о подвиге полковника Шевченко можно прочитать на информационном стенде в фойе. Рядом с фотографиями героев отряда соседствуют снимки сегодняшних молодых бойцов, отличившихся по службе. Из других стендов с информацией следует, что сейчас подразделение выполняет свои непосредственные служебные обязанности в мирной жизни и много занимается самоподготовкой: физической, огневой и тактической. А еще сотрудники отдела выпускают собственную стенгазету, регулярно проводят праздники и конкурсы для детей и всем личным составом, включая командира и его зама, соревнуются в армрестлинге.
- Мы контролируем объекты транспортной инфраструктуры не только Саратовской, но и Волгоградской и Астраханской областей, - рассказывает командир отряда, полковник Дмитрий Канаков. – Выполняем как оперативную, так и профилактическую работу. В отряде имеется свой Центр противодействия терроризму, инженерно-техническая группа, снайперы, взрывотехники и водолазы. Сообщения обо всех подозрительных пакетах или коробках, брошенных на рельсах или в электричках, поступают к нам. На место выезжают наши сотрудники. И хотя большинство сообщений о терактах и бесхозных вещах, к счастью, оказываются ложными, это не притупляет бдительность сотрудников и помогает правильно действовать в случае реальной опасности. К примеру, в 2016 году сотрудники ОМОН на транспорте обнаружили и обезвредили полную сумку боеприпасов на станции Кокурино. Прибавляется забот у ОМОНовцев в летний сезон. Наряду с железнодорожными объектами в зону их ответственности входят расположенные вдоль фарватера Волги острова. Поэтому в отделе есть профессиональные водолазы, которых задействуют при поиске утопленников.
Сам Дмитрий Канаков пришел в ОМОН обычным бойцом после срочной службы в Кремлевском полку. Командовал взводом, потом отделением, а теперь и всем отделом.
- Мои родители - железнодорожники, до армии я тоже успел поработать на железной дороге, - продолжает Дмитрий Николаевич. – Но после службы понял, что это не совсем мое. В ОМОНе на транспорте я уже 23 года. Наши сотрудники – это универсальные солдаты. Поэтому львиную долю служебного и свободного времени у них занимает физическая и профессиональная подготовка. Бойцы регулярно выезжают на стрельбы, отрабатывают технику рукопашного боя и освобождают условных заложников.
Наряду с основной деятельностью бойцы ОМОН помогают коллегам из других силовых ведомств: стоят в усилениях, сопровождают сотрудников полиции и Госнарконтроля в рейдах по ночным клубам. Буквально на днях совместными усилиями в одном из поездов ОМОНовцы задержали семейную пару наркодилеров из Новосибирска.
Оружие любит ласку, чистоту и смазку
Экскурсию по зданию ОМОН на транспорте проводит помощник командира по работе с личным составом Дмитрий Трофимов. В отделе он работает с момента его присоединения к Росгвардии. До этого трудился в транспортной полиции. Рассказ о буднях бойцов он начинает с актового зала, в котором проводятся все праздничные мероприятия подразделения. Немало интересных реликвий хранят в своем кабинете взрывотехники. Наряду с учебными гранатами тут есть и поржавевшие снаряды времен Великой Отечественной войны.
"Святая святых" подразделения - комната выдачи оружия. "Оружие любит ласку, чистоту и смазку", - гласит надпись на стене. Действительно, за каждую единицу боец, что называется, отвечает головой. Сегодня у каждого ОМОНовца, как минимум, 4 его вида: разнокалиберные снайперские винтовки, пистолет, автомат, гранатомет. Комплектация зависит от поставленной задачи. Среди привычных пулеметов, бьющих на 100 метров, и винтовок, оснащенных глушителями и прицелами, можно заметить и редкие экземпляры. Бойцы предлагают попробовать свои силы в стрельбе по мишеням в тире и корреспонденту "СП", затем демонстрируют профессиональное мастерство при задержании преступников.
Оценить, насколько сложно быстро и слаженно выполнять эту работу, можно после примерки хотя бы части громоздкой ОМОНовской экипировки. Судите сами: противопульный шлем весит 3,5 килограмма, щит "Кора" - около 8 килограммов, пехотный пулемет Калашникова "Печенег" - более 8 килограммов. И это еще не все. При полной экипировке с сумкой-рюкзаком общий ее вес может превысить 50 килограммов! Надо ли говорить, что в ОМОН берут исключительно крепких и физически выносливых молодых людей. Обязательное условие - служба в армии. Помимо медкомиссии и идеальной физподготовки кандидат в бойцы Росгвардии должен пройти ряд психологических тестов. Даже при удачном стечении всех факторов внимание к новому сотруднику на первых порах будет пристальным. Случайных людей в этой службе не любят. Стандартный график работы бойца отряда – суточное дежурство. При возникновении внештатных ситуаций оно может растянуться и на 3 дня.
В свободное от выполнения задач время ОМОНовцы могут перекусить в двух столовых комнатах (где, кстати, царят идеальная чистота и порядок), позаниматься в тренажерном зале, оборудованном душем, посетить медицинский кабинет или комнату психологической разгрузки.
Что касается зарплаты, сейчас она в пределах 30-31 тысячи рублей для начинающего бойца. Переход в Росгвардию в отделе воспринимают оптимистично. Несмотря на то, что задачи остались прежними, самих ОМОНовцев в связи с новым статусом ждет ряд изменений. Одно из них - новая форма, в которую сотрудников отдела обещают переодеть уже в следующем году.
Вокзал - место повышенной опасности
Экскурсия по зданию ОМОН заканчивается в учебном классе, где бойцы получают разнарядки перед выездом на дежурство. Кто-то из ОМОНовцев будет следить за безопасностью пассажиров, кто-то - за сохранностью грузов. Кражи – самое распространенное преступление на железнодорожном транспорте. Не менее насыщенными бывают и дежурства на вокзале. "Войны" таксистов, опасные преступники, воры и рецидивисты – чего только не перевидали ОМОНовцы по долгу службы.
По словам Дмитрия Канакова, вокзал был и остается местом повышенной опасности. Из-за большого скопления людей он привлекателен как для террористов, так и для воров-гастролеров. Усложняет обстановку сквозное расположение вокзала с автовокзалом. Поэтому охрана вокзального комплекса на особом контроле. А еще железная дорога и все, что с ней связано, является стратегическим объектом, поэтому даже фотосъемка здесь запрещена.
Сегодня на дежурство по вокзалу заступили сержанты Сергей Пономарев и Константин Бирюков. Дежурство выпадает на самое криминогенное время – с 16 до 21 часов. ОМОНовцы сопровождают сотрудников транспортной полиции. В основном это проверка документов и наблюдение за обстановкой.
Константин служит в отряде 6 лет, Сергей - около двух с половиной. Разговорить и того, и другого сложно. ОМОНовцы не привыкли распространяться о своей работе. Поэтому ответы сводятся к тому, что в службе их все устраивает, а большинство ситуаций удается разрешить мирным путем. Действительно, чтобы успокоить пыл разбушевавшихся граждан, ОМОНовцам достаточно просто к ним подойти. Правда, бывают и курьезные случаи. Так, на днях пассажир поезда № 17 Саратов – Москва настолько перебрал спиртного, что проводники не впустили его в вагон. Увидев, что состав уезжает без него, мужчина мертвой хваткой вцепился в проводницу. Оторвать его от женщины не смогли. Поезд задержали, а к пассажиру вызвали ОМОН. При появлении крепких людей в черном мужчина спрыгнул на рельсы и успел зацепиться за другой состав. Но это его не спасло. В Москву в тот день пассажир так и не уехал, потому что дальше попал в отделение полиции. Усмирение пьяных дебоширов в работе ОМОНовцев тоже не редкость, и, как бы забавно это ни звучало, – это тоже часть их службы.
Подводя итоги, хочется сказать, что подготовка бойцов этого подразделения, действительно, впечатляет. И все же хочется пожелать ОМОНовцам, чтобы применять свое мастерство и навыки в реальной жизни им приходилось как можно реже