Театр – это организм, в котором каждая мелочь имеет свой смысл. Сценарий – это сердце театра, актеры – это руки, ноги, голова, а кровь театра – это режиссер. Его редко когда видят, но он внутри каждого жеста, слова. Режиссер – это первооснова, без которой не будет связи между сердцем и телом. В любом городе, деревне есть свои украшения, будь то Ошевенский Погост Каргопольского района Архангельской области, будь то усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне под Тулой. Об одной из таких жемчужин Маймы и поговорим сегодня с режиссером народного театра "Сова" Дарьей Найденовой, которая 17 мая на майминской сцене поставила спектакль "Гроза".
Пьеса А.Н. Островского "Гроза" написана 160 лет назад. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение "темного царства" с потребностью в новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины. Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи.
– Дарья Александровна, здравствуйте!
– Здравствуйте!
– Кто на этот раз играл главные роли?
– Катерина – Ангелина Бурнашева, Тихон – Александр Жадан, Борис – Андрей Суслов, Варвара – Василина Шлыкова, Ваня Кудряш – Михаил Григорьев, Савел Прокофьич Дикой – Алексей Тихобаев, Марфа Игнатьевна Кабанова ("Кабаниха") – Татьяна Краскова, Кулигин – Александр Винокуров. Вокал – народный ансамбль казачьей песни "Алтайские казаки".
– Как Вы набираете актеров в театр?
– Здесь играют любители, со многими мы работаем уже много лет, но приходят и новые таланты. Работа с начинающими интересна и тем, что они пластичны, гибки.
– Ваша постановка по пьесе А.Н. Островского была целенаправленной работой?
– Руководствовалась конкретной установкой: показать сюжет для молодежи, поэтому из школьной программы выбрала "Грозу".
– Меня всегда цепляет "свободный человек" не в смысле безответственности, а в понимании бытия. Ныне такая свобода лишь мнится. Как только Кулигин вышел на сцену, поняла, что вот он "свободный человек".
– Александр Михайлович Винокуров играл в "Семейном портрете с посторонним", "Федоте-стрельце". С ним легко. Он сам придумывает себе образы.
– Знаете, если бы мне дали билет на последний ряд и забрали очки, то я непременно запомнила бы юбку из мешковины Марфы Кабановой.
– Татьяна Краскова – мой вдохновитель. Сложновато было из нее вытащить злого персонажа, сама она жизнерадостная, любящая.
– Если бы у Вас была возможность переписать кульминацию спектакля, то какой бы она была?
– Я до последнего хотела, чтобы Катерина жила. Без такой жертвы старый мир бы не рухнул.
– Дарья Александровна, был такой известный французский писатель Марсель Пруст. У него есть замечательный вопросник, и я хотела бы задать Вам некоторые из них от его имени? Отвечать надо коротко и ясно. Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
– Мне кажется, что каждая женщина прекрасна по-своему. Для меня пример идеальной женщины – моя мама.
– Ваша идея о счастье?
– Могу с полной ответственностью сказать, что я счастливый человек! Мои близкие люди здоровы, у меня есть верные друзья, работа, которая приносит удовольствие.
– Ваши любимые писатели и поэты?
– Писатели Л.Е. Улицкая, С.Э. Кинг, Э.М. Ремарк, Г.Г. Маркес, Джек Лондон, поэты В.В. Маяковский, Р.И. Рождественский, З.Н. Гиппиус, Э.А. Асадов, С.А. Есенин, М.А. Лохвицкая.
– Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?
– Бепрецедентный героизм солдат на полях сражений в годы Великой Отечественной войны и невероятная стойкость советского народа в тылу.
– Позвольте в продолжение задать еще и свои вопросы. Опишите вкус Вашего детства?
– Какой интересный вопрос. Даже не знаю почему, но первые мысли больше грустные, чем радостные. Хотела бы оставить его без ответа.
– Представьте себе, что у Вас сегодня есть возможность задать Богу вопрос. Какой он?
– Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы никогда не было войны?
– Спасибо, Дарья Александровна.
Пьеса "Гроза" является одним из самых знаменитых произведений великого русского драматурга А.Н. Островского. Из всех отзывов о пьесе критика П.И. Мельникова-Печерского оказалась мне ближе всех: "Все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным, таким царством, которому, кажется, не будет конца... . В "Грозе" – не то, в "Грозе" слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта".
Для меня, апубличного человека, сцена – это вызов и более того храбрость. Персонаж Кулигина полон свободы, и этим он меня покорил. Со сцены он смотрелся любезно, покровительственно. А какие голубые глаза, словно июльское небо в степных просторах! Чувствуется, как он сроднился с очками, головным убором, жилетом. А степенная походка!.. Он подкупает зрителей умением не навязывать, а между делом, непринужденно, окутывает тебя своими мыслями. Делает это так естественно, как стреляный воробей. И к нему хочется прикоснуться через свою пустоту.
Спасибо актерам за возможность лицезреть прекрасное.
....................................................
Асем Камитова