Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Сельская новь» Балахтинского района Красноярского края. Главный редактор Уланова Л.В.

662340, п. Балахта, ул. Комсомольская, 25
телефон: +7(39148) 21-5-82
e-mail: sn.balahta@yandex.ru

Исчезает родная деревенька

В этом месяце отпразднует своё 120-летие деревня Виленка. Сегодня в деревне живут лишь 4 человека, и только один из них – Иван Лысенко – коренной виленец. А когда-то Виленка была крепкой полнокровной деревней. Давайте вместе вспомним её историю.

"ХОТИМ ЖИТЬ..." НЕ УЙДЁМ!"

Основали Виленку в конце восемнадцатого века переселенцы: на заселение необжитых земель из Западной Белоруссии в Ачинский уезд Енисейской губернии приехали четыре брата из одной семьи по фамилии Жук. Их определили за незамерзающим озером Талое. Это были охотничьи угодья жителей села Большие Сыры. Лишь только братья принялись расчищать место для построек, как на лошадях приехали мужики с ружьями и пригрозили: "Хотите жить, уходите!". Тогда один из братьев отправился в Ачинск за землеустройщиком. На обживание землеустройщик наметил место за горой Сосновка. И началось переселение семей и застройка деревни.

Почему деревню назвали Виленка? Предположительно название пошло от того места, откуда переселялись семьи – Западная Белоруссия, село Виленская (либо Вильновская, Вильно).

Со временем из Белоруссии перебрались семьи Сташкевичей, Кожура, Плесковских, Пинчуков, Волынцов, Якубовичей и другие. Переезд семей длился до 1912 года. В 1926 году в деревне проживало 850 человек в 145 хозяйствах. К 1939 году в Виленке насчитывалось уже 159 дворов.

Была срублена двухэтажная церковь, но официального положения она не занимала, потому что священника постоянного там не было, по необходимости приезжал священнослужитель из Балахты. Во время Великой Отечественной войны в церкви хранили зерно, а после её разобрали, поставив на этом месте дом. В 2010 году в Виленке установили крест, который освятил священник Свято-Успенского храма Балахты.

В 1929 году в Балахтинском районе было создано 13 коллективных хозяйств, в том числе и колхоз "Майское утро" в деревне Виленка.

Между деревнями Живоначиха и Виленка находилась деревня Каменный Ключ, в которой был колхоз "Имени 2-й пятилетки" (1947–1950), а в Виленке – колхоз "Имени 3-й пятилетки". В 1950 (51) году деревни объединились, и в Виленке был создан колхоз "Имени Кирова".

Председателями колхоза были: Василий Данилович Зыков, Иван Сергеевич Золототрубов, Фёдор Максимович Козычев, Пётр Иванович Жук, Пётр Алексеевич Корытько. В 1961 году колхоз был отделением совхоза "Малотумнинский", а в 1962-м стал третьим отделением образованного Большесырского откормочного совхоза.

РАБОТАТЬ УМЕЛИ

Местность вокруг Виленки таёжная, свободных от леса земель мало. Основные занятия: животноводство и заготовка кормов для него, растениеводство, коневодство, пчеловодство. На разбросанных в разных местах полях выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо. Выходец из деревни Фёдор Демидович Ильченко рассказывает, что в Виленке была небольшая водяная мельница, которую построил эстонец Помпер. Жители деревни сдавали продналоги в виде натуральных продуктов: с одной коровы – 300 литров молока в год или 24 килограмма масла; 100 яиц, 40 килограммов мяса в живом весе. Для того, чтобы осилить продналог, дворы объединялись и по очереди сдавали мясо. Огороды до 50 соток засаживали картофелем, засевали льном, коноплёй (для изготовления мешков), разной "мелочью" (овощами).

За один трудодень трактористам и учётчику платили 2 килограмма зерна, а колхозникам – только 500 граммов. Колхоз был бедный: деньги за работу колхозникам не платили. Лишь сдавая излишки картофеля в РАПКООП (районная потребительская кооперация), они получали деньги. У колхоза было пять пасек. На пасеках выкапывали ямы и обкладывали их льдом – получались своеобразные холодильники ("ледники") для хранения мяса. Два "штатных" охотника били зверя (медведя, зайцев, козлов и других годных в пищу животных). Добытым мясом кормили колхозников, которые работали на тяжёлых работах. Особых тягот хватили в годы войны: взрослое мужское население воевало, работали женщины и дети.

Из воспоминаний Фёдора Ильченко: "К лошадям был приставлен заведующий конным двором дед Лука. К нему по разнарядке отправляли подростков на работы. Меня дед Лука учил запрягать коня в телегу. На телегу устанавливали короб и возили навоз на огороды. На подводах мы возили обед женщинам, заготовлявшим в тайге дрова, возвращались, гружённые дровами. Ещё сено возили, землю боронили".

Для того, чтобы облегчить тяжёлый труд, колхозники придумывали разные приспособления. Так, к сор-товой зерновой машине сделали барабан, который обтянули одеялом. В результате овёс обсыпался, а овсюг прицеплялся к ткани. Работали на комбайнах, молотилках. Сено убирали "всем миром": жители села, командированные из Больших Сыр, учителя.

УМЕЛИ И ВЕСЕЛИТЬСЯ

Виленцы были очень дружны – жили одной большой общиной. До шестидесятых годов прошлого века никогда не запирали на замок свои дома. Если уходили, то подпирали калитку палочкой, и все знали, что хозяина нет дома. Однако никто не смел войти, и ничто не пропадало.

А если случались какие-то проступки, то жители сами и наказывали провинившегося розгами прилюдно, приговаривая: "Сможешь после позора жить в деревне – живи, а нет – уходи!".

Друг друга зря не обижали. Если кому-нибудь и присваивали прозвище, то ласковое, смешное. Так, жительницу деревни Анастасию Юдину называли "Настуля", но ей не нравилось: "Как будто на стуле", – вспоминает Анастасия Александровна, и придумала она себе другое прозвище, смешное – "кастрюля". Дмитрия Фёдоровича Кожуру, учётчика тракторного отряда, прозвали "министром". Был в деревне и свой "Кутузов" – Николай Якубович.

В летнее время детвора и женщины с "канами" (деревянными торбами) ходили в тайгу на Белогорье по чернику и грибы. Ягоду носили в Балахту и продавали по 10 копеек за стакан. А грибы солили в кадках, смастерённых "кадульником" Иваном Григорьевичем Жуком.

В свободное от работы время молодёжь собиралась на вечёрки в конторе – в большей половине дома, отведённой под клуб. Под гармошку и балалайку девчата и парни пели ("Я бы тоже пошёл, кровь не греет меня", "Тече речка быстрая", "Было у брата две сестры", "За лесом солнце воссияло" и другие) и танцевали.

Парни строго относились к "чужакам" (парням из других деревень и даже с другого края деревни). Из воспоминаний Фёдора Ильченко: "Когда в 1947 году, после переезда в Виленку из деревни Живоначиха, я решил пройтись по деревне, меня встретили парни с другого края и стали задираться. Я предложил разобраться "один на один". Вызвался парень чуть старше меня, и мы принялись "мутузить" друг друга. Потом один из парней остановил нас и спросил, откуда я приехал. Оказалось, что мы с ним родственники. Больше ко мне не придирались. Однако часто ребята встречались "стенка на стенку", потом мирились".

Большим колхозным праздником было 7 ноября. Готовились заранее, гнали медовуху, собирали общий стол и гуляли по два дня.

Виленцы вспоминают, как в деревне проходили свадьбы. Сватались, договаривались, назначали день, в основном после сенокоса, и начинали готовиться. Невесте шили новое штапельное платье, плели венки из цветов, мастерили фату из марли. Повозки и лошадей украшали лентами и цветами. С песнями катались по всей деревне. На свадьбу приходили люди званые и незваные – почти вся деревня, потому что вкруговую приходились друг другу родней. Невесты зачастую были старше своих женихов на 12–15 лет – ровесники погибли на войне.

Праздники в Виленке, вспоминают старожилы, были перемешаны, так как до переселения виленцы проживали на границе с Польшей. 21 сентября старшее поколение отмечало "Спажу" – религиозный праздник окончания урожая, на Ивана Купалу плели венки, ходили на гору Сосновка за цветом папоротника, перед Троицей отводили поминальную субботу. Хоронили вначале по белорусским обычаям: на могилах устанавливали плиты, лишь потом – кресты.

Разговаривали вперемежку на русском и белорусском языках. В деревне был колдун Пётр Бахарь, его немного побаивались. О нём ходило поверье: Колдун предупредил одного заносчивого парня, который посмеивался над всеми и дразнил, о том, что если будет дальше обзываться, то начнёт лаять. Так будто и случилось: кто-то слышал, как этот парень стал лаять...

А ещё у виленцев был свой "знахарь": травами и народными средствами лечил их от болезней Павел Каминский.

НЕ ЗАБЫВАЛИ И ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Виленское одноклассное училище открылось 15 февраля (по другим сведениям 20 августа) 1916 года по решению Епархиального училищного Совета. На одном отделении училища училось 46 учеников, на втором – 9. В училище преподавали: юная учительница и заведующая Агния Петровна Рязанская, только что окончившая Красноярскую епархиальную женскую гимназию, и священник Ипполит Васильевич Богоявленский, который вёл Закон Божий.

В тридцатых годах прошлого столетия в Виленской начальной школе работали учителя: В. Русак, К.С. Рудакова, М.Ф. Моисеенко, К.М. Чагина; в сороковых: В.А. Ковригина, В.А. Темерова, А.У. Мальцева, А.А. Сташкевич, П.Г. Артемьева. По фотографии из семейного архива Елены Игнатьевны Михайловой удалось восстановить имена учеников школы 1952 года и любимых учителей – Юлии Петровны и Михаила Максимовича Медведевых. Учителя Медведевы работали в Виленской школе 31 год, вплоть до её закрытия в 1986 году.

Дети переселенцев из Белоруссии сохранили особенности родной речи, которые вели к искажённому произношению и написанию русских слов. Однако Медведевы справлялись и с этим. Важное внимание уделяли трудовому воспитанию. Велась активная тимуровская работа – ребята с удовольствием трудились на пришкольном участке. В 1958 году учителя обратились к председателю сельсовета с просьбой огородить школьную территорию и засадить её саженцами. Первые саженцы посадили школьники Галя Кожура, Вера Курц, Галя Корытько и другие. Ученики семидесятых считали школьный двор самым красивым уголком деревни. Из воспоминаний Лидии Михайловны Ивановой (Лысенко): "Сколько счастливых минут провели мы в родной Виленской школе. Сейчас её нет, но есть память. Она живёт в наших сердцах".

ДЕРЕВНЯ РОДИЛА ГЕРОЯ

В годы Великой Отечественной войны из деревни Виленка на фронт были призваны 96 человек, из них вернулись всего 45. Одиннадцать человек из тех, кто погиб или пропал без вести, носили фамилию Кожура, пять – фамилию Якубович.

Виленцы гордятся земляками-фронтовиками, в том числе военным лётчиком Иваном Ивановичем Яновским, Героем Советского Союза. Яновский родился в Виленке 16 января 1919 года. Он долгое время летал на самолёте, который сделали на деньги его земляков-виленцев. Во время одного из вылетов самолёт Ивана Ивановича подбили, и экипаж был вынужден его покинуть. Почти две недели лётчики воевали в партизанском отряде, а потом, когда вернулись в свою часть, получили три дня отпуска. За это время Иван Иванович успел жениться на Юлии Игнатьевне, с которой прожил всю свою счастливую жизнь.

Кавалер орденов Славы трёх степеней Яков Антонович Кныш тоже жил в деревне Виленка.

ИСЧЕЗАЕТ РОДНОЙ УГОЛОК

В 1961 году колхоз в Виленке стал отделением совхоза "Малотумнинский", а в 1962 году – третьим отделением образованного тогда Большесырского откормочного совхоза. В 1997 году население деревни составляло уже только 100 человек, а хозяйских дворов было 56. В 2002 году АО "Большесырское" перестало существовать. У виленцев не стало работы, большая их часть переехала в Большие Сыры (семьи Сташкевичей, Плисковских, Михайловых, Кожура, Ильченко, Якубовичей и другие), в Балахту, Красноярск.

В 2012 году пал сухой травы со стороны горы Брянка привёл к пожару в деревне. Сгорели в основном бесхозные дома.

Деревня уходит в небытие, но не уходит людская память о добром месте, которое когда-то приютило белорусских переселенцев и стало их новой родиной – разбросанные по району, краю и России виленцы вновь решили собраться, чтобы вспомнить о своей деревне, о лучших днях своего детства и молодости.

Встреча, посвящённая 120-летию Виленки, состоится 25 мая. С вопросами об организации праздника можно обратиться в администрацию сельсовета (25-1-39), к Фёдору Демидовичу Ильченко (25-1-36) и в клуб (25-1-69).

Автор: По материалам исследовательской работы учащихся Большесырской школы Максима Лопатина и Константина Чернина подготовила Светлана КОВАЛЕНКО /АП/

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2578

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика