Познание истории своего родного края, отчего дома и села позволяет понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, способствует духовному возрождению народа.
В населенных пунктах, не имеющих никаких музеев, на базе клубных учреждений, школ, библиотек можно создать комнаты-музеи по истории села, уголки народного быта и подобное им, организация экспозиций в которых строится в соответствии с общими принципами музейного дела.
Музейная комната - это отдельная комната в учреждении, в которой также возможно проведение занятий в различных кружках, студиях, а его фонды постоянно пополняются новыми материалами, оформляются новые разделы и выставки.
Каждое село имеет свои исторические корни, индивидуальность, яркие преобладающие культурные традиции. Сохранить эти традиции - наша главная задача.
Сегодня я расскажу о музейной комнате в школе села Новосергеевка. Она была основана еще в старом здании школы, которого на сегодняшний день уже нет. Организатором ее создания выступила Екатерина Алексеевна Олейникова, выпускница, а впоследствии - , учитель истории в родной школе.
После того, как Екатерина Алексеевна перешла работать в сельскую администрацию, музейную комнату возглавила Валентина Васильевна Парунова (на снимке) и продолжает эту работу по сей день. К слову: кому, как не ей, и заняться этим делом - ведь Валентина Васильевна принадлежит к семье потомков первопоселенцев.
Комната состоит из нескольких "уголков". Сразу при входе оформлен уголок "Родного края", и второй раздел - "Народное творчество". Уголок, посвященный "Литературе родного края" содержит богатейшую базу различных материалов.
Особенной гордостью является стенд, посвященный пребыванию Антона Павловича Чехова в Амурской области. Хорошая подборка материалов о Степане Михайловиче Серышеве.
Большой раздел посвящен истории сел Новосергеевка, Паруновка, Рождественка. Здесь представлены фотографии, вещи, утварь, иконы, предметы быта и многое другое.
Самыми ценными экспонатами Валентина Васильевна считает самовар, который был привезен из Белоруссии в начале прошлого века, деревянную ложку, и старинную икону, которую нашли на чердаке дома. Она действительно уникальная. Под металлической чеканкой располагается изображение на холсте, и хотя от времени краски стерлись и потускнели, тем не менее, образ Божьей Матери с младенцем на руках просматривается.
Икона принадлежала Варваре Яненко, участнице Гражданской войны; улица, по которой она жила, называется Партизанская, и названа так неспроста, так как на ней жили несколько семей партизан времен Гражданской войны.
Следующий раздел посвящен школе, образованию и всему тому, что связано с учебой. Особую гордость составляет удостоверение Ивана Андреевича Денисенко "Об окончании единой трудовой школы". Окончив четыре класса, он отучился в школе города Белогорска, а затем окончил фельдшерские курсы в городе Благовещенске.
Когда началась Великая Отечественная война, Ивана Андреевича призвали на воинскую службу. В 1943 году он пропал без вести, и место его захоронения неизвестно по сей день. Неоднократно делались запросы в военкоматы, но все тщетно.
Валентина Васильевна еще вспомнила случай: когда она только-только пришла работать в школу, ей дали классное руководство, и вот с первым своим классом она вела переписку с председателем Амурской писательской организации Борисом Машуком, и даже однажды она со своими учениками встретилась с ним на станции Среднебелая у обелиска Герке Рулеву.
Другая интересная история - о Павле Павловиче Рябовол. Он тоже пропал без вести в Великую Отечественную. Ни родители, ни другие родственники не знали, где он захоронен, и вот только недавно отряд поисковиков Калужской области, проводя раскопки, нашел расческу с именем Павла Рябовола. А уже потом обратились за помощью в поисках родственников, и благодаря поддержке неравнодушных людей, удалось узнать через столько десятков лет, где похоронен Павел.
В музейной комнате можно посмотреть и на части оружия, гильзы, патроны, которые были найдены в разное время на территории сел и потом переданы в музей.
Имеется большая коллекция пластинок, различных фотографий, многие из которых были сделаны самой Валентиной Васильевной, а в кабинете русского языка и литературы оформлен целый стенд с ее работами.
Но самое главное - экспонаты, которые не бросаются в глаза необычностью или красотой: это сведения о ветеранах войн, о многих жителях села, особенно семейных династиях. Порой материалы собраны не в одной и даже не в двух папках.
В частности - о династии Паруновых; просматривая собранный материал, я просто сбилась со счета. А какая проделана работа по составлению родословного древа…
Ничуть не преувеличу – рулон бумаги шириной около метра и длиной метров десять (даже как бы ни больше), на котором расписан каждый из представителей рода и его предки и потомки.
Отдельно можно ознакомиться с многочисленными исследовательскими работами (например "История родного края в произведениях земляков и писателей, посетивших Амурскую область), выполненными как самими учащимися, так и совместные работы с учителями, родителями, работы для различных конференций ("Религиозная история, традиции и обычаи села Паруновка"), научно-исследовательские работы ("Топонимика нашего края"), с которыми учащиеся выступали не только на районных и областных краеведческих конференциях, но и даже всероссийских.
И это вполне закономерно, ведь изначально музейная комната создавалась для того, чтобы будущие поколения могли беспрепятственно восстановить события из прошлого.
На сегодняшний день музей – это отдельная форма образовательной и воспитательной работы, создана по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы.
"Это частица огромной плодотворной работы, где многое выполнено руками наших детей, учителей, родителей и жителей сел, - говорит Валентина Васильевна. - Огромную помощь в сотрудничестве оказали: бывшая учитель математики Алла Георгиевна Гордановская, работники администрации – бывшая глава сельсовета Нина Ивановна Хлопова и ныне действующий глава Виталий Михайлович Приходько, а также Е.К. Буркаленко, Л.С. Паначева, помощь поступает и от колхоза "Новосергеевский" и многих, многих других".
Отдельной строчкой Валентина Васильевна просила отметить труд Дмитрия Волкова, а заключается он в наборе и оформлении различных текстов, тех же самых исследовательских работ. Он сделал уменьшенную копию родословного древа Паруновых.
Валентина Васильевна и дальше продолжит со своими учениками работу по расширению не только фондов, но и другим видам деятельности - поисковой, просветительской, исследовательской, оформительской. Работе с периодической печатью, сбором газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях. Она из породы людей, которых называют энтузиастами своего дела, а их, как известно, трудности не останавливают, напротив - воодушевляют.