Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационный ресурс Аркадакского муниципального района (Саратовская область)

Саратовская область
телефон: 8(84542) 4-11-45
e-mail: sel-nov@yandex.ru

Один и без ботинок

Подвиг Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Михаила Григорьевича Мачина, родившегося в 1907 году в селе Летяжевка

О Герое Советского Союза, генерал-лейтенанте авиации Михаиле Григорьевиче Мачине (родился в 1907 году в селе Летяжевка, умер в 1995 году в Москве) в "Сельской нови" написано немало. Богатый материал вышел в 2015 году в рамках акции "Напишем историю послевоенной жизни Героев-земляков". Его подготовили учащиеся Семёновской средней школы, которые тесно общались с Михаилом Григорьевичем при его жизни, бывали у него в Москве. Казалось бы, ну что может быть тут неизвестного, неизученного? Оказывается, есть! Ведь повседневная жизнь во время войны преподносила немало "сюрпризов", для преодоления последствий которых требовались военный профессионализм, терпение, выносливость, вера в лучшее. Эти качества всегда выручали нашего земляка. А в истории, о которой пойдёт речь сегодня, они в, казалось бы, безнадёжной ситуации, помогли спасти жизнь человека.

Было это в 1943 году, когда в рамках второго фронта Михаил Григорьевич Мачин, тогда ещё полковник, возглавлял советскую военную миссию по приёмке и перегонке американских военных самолётов через Аляску в СССР.

В тот тёплый июльский день на аэродроме Лэдд Филд в Фербенксе ждали команду к вылету очередные десять фронтовых бомбардировщиков. Их предстояло перегнать в Ном, до которого более 800 километров, затем через Берингово море - в чукотский посёлок Уэлькаль. Отправку задерживала плотная облачность в горах. Все ждали сообщений улетевшего на разведку погоды мощного бомбардировщика Б-25 "Митчелл". Вместе со всеми около самолётов ждал сводки с маршрута и Михаил Григорьевич Мачин. Лётчики-перегонщики грелись на солнышке, шутили. Чаще всего они взрывались хохотом над байками штурмана Константина Демьяненко. Михаил Григорьевич смеялся вместе со всеми до слёз. Ему по душе был весёлый нрав Константина. Но главное - Демьяненко был грамотным специалистом, быстро освоившим американское радиооборудование и навигационную систему полётов над территорией США. За это командир ценил его особо.

Но всё-таки за эту десятку самолётов Мачин волновался. Перегоняли особую партию. Обычно ленд-лизовские самолёты доставляли к месту экипажи из двух человек, которые сидели вместе в передней кабине. Но в этих самолётах в носовой части были установлены по четыре 20-миллиметровые пушки (обычно они использовались как торпедоносцы на море). И штурману предстояло сидеть на месте стрелка-радиста за спиной лётчика в задней кабине.

Это меняло установившийся порядок, требовало новой сноровки.

Но вот поступил сигнал от самолёта-разведчика. Он нашёл "окно" в облаках и был готов вести за собой десятку "Бостонов". Вылет состоялся, самолёты благополучно прошли большую часть маршрута. Но когда подлетели к хребту, который тянулся вдоль побережья, облачность сильно уплотнилась. Попробовали зайти окружным путём со стороны залива Нортона. Однако и прибрежный аэродром закрыла густая облачность. Командир каравана получил отказ на посадку и вынужден был развернуть авиагруппу назад на базу. Обратный путь проходил в тяжёлых метеоусловиях, в затяжном "слепом" полёте. Экипажи в клубящихся облаках потеряли из виду и лидера, и друг друга. Каждому пришлось переваливать через хребет в одиночку. Но все самолёты, тем не менее, благополучно приземлились на промежуточном аэродроме в Галене на реке Юкон. Однако громом с небес стало известие, что в одном экипаже пропал штурман. Это был тот самый шутник и балагур Константин Демьяненко!

Первой реакцией Михаила Мачина, когда ему доложили о происшествии, было сказанное в сердцах: "Дошутился!" Но в то же время он категорически не верил в трагический исход, зная Демьяненко как прекрасного специалиста. В сложных метеоусловиях он нередко брал его с собой в полёты, и ни разу штурман его не подвёл. Отложив все дела, Михаил Мачин вылетел в Галену. Тщательно осмотрел бомбардировщик с открытой задней кабиной. Стало ясно, что штурман оттуда выпал. На хвостовом оперении обнаружилась вмятина с куском жёлтой кожи. Костя был обут в жёлтые ботинки.

Непогода помешала сразу же начать поиски. Дождь лил как из ведра. Но лишь он утих, искать пропавшего лётчика вылетели советские экипажи. Помощь предложили и союзники. По приказу бригадного генерала Гафни американские лётчики вели наблюдение с воздуха, пролетая над районом, где предположительно с парашютом мог опуститься Константин Демьяненко. Но тщетно. Внизу видели только заросшие лесом горы. Дикие места, куда не добирались даже отважные одиночки из рассказов Джека Лондона. Но через две недели Мачина попросили зайти к генералу Гафни.

- Майкл, - сказал бригадный генерал, выходя из-за стола. - Есть хорошая новость! Старший лейтенант Николай-де-Толли обнаружил на горном перевале белое полотнище. Оно привязано к верхушке засохшего дерева. Возможно, ваш лётчик жив!

Михаил Мачин уважал Николая-де-Толли, потомка героя Бородино Барклая-де-Толли. Мать в годы революции вывезла его из России, сначала в Турцию, потом в США. В Америке он стал первоклассным лётчиком. Теперь он помогал перегонять самолёты на свою бывшую родину. Он обучил работе на американских самолётах многих русских лётчиков, в том числе и Константина Демьяненко. Они уважительно относились друг к другу.

Генерал указал Мачину точку на карте, где был обнаружен парашют. Она оказалась почти в сотне километров от маршрута, по которому перегоняли самолёты.

Михаил Григорьевич немедленно вылетел на поиски. Он увидел парашют. Но, прочёсывая долины двух рек, водоразделом которых служил хребет, видел только безлюдное пространство, хотя снижался так, что чуть не цеплялся самолётом за отвесные скалы. Надежды найти лётчика то таяли, то появлялись вновь. И вот во время очередного вылета Михаил Мачин увидел поднимавшийся с земли дымок. Посреди выжженной огнём площадки лежал человек в изодранной синей рубашке! Костя тоже увидел самолёт. Бомбардировщик прошёл прямо над ним, затем развернулся и, снизившись, ещё раз прошёл над ним. С борта самолёта сбросили спальный мешок со съестными припасами, пистолетом и патронами. Потом прилетела перчатка с запиской: "Никуда не уходи. Ешь понемногу. Жди спасения!"

Мачин изучал пространство, где можно посадить самолёт. Самым подходящим вариантом было применить для спасения лётчика гидросамолёт и посадить его на зеркало небольшого озерца, располагавшегося недалеко от места, где был найден Константин. Командир гидросамолёта лейтенант Блексман и Михаил Мачин разработали операцию по спасению. Ведь одно дело посадить гидросамолёт на гладь озера. Другое - вывести спасателей к месту, где находился пропавший штурман, по высокой траве, где легко заблудиться. Ориентиром стал самолёт Мачина, который в небе указывал дорогу, курсируя по маршруту туда-сюда.

Демьяненко спасли. Он держался из последних сил. Но когда добрался до гидросамолёта, потерял сознание. Его внешне было не узнать. Лицо распухло от укусов комаров и мошки, глаза не открывались. Через неделю его только могли отправить в госпиталь в Фербенкс, настолько он был слаб.

Когда Константин пришёл в себя, он рассказал, как во время "слепого" полёта, увидев "окно" в облаках, открыл колпак задней кабины и высунулся из неё, чтобы "привязаться" к местности. Лётчик в передней кабине, ничего не подозревая, нырнул в открывшееся "окно" в облаках под большим углом. Демьяненко при этом манёвре выбросило за борт. При падении он зацепился за хвост самолёта ботинком и потерял его. Ободрал грудь и висок. Очнулся в мутной мгле и понял, что камнем летит к земле. Рванул кольцо парашюта. В результате опустился на ветви низкорослой сосны, росшей на краю обрыва. Кроме ножа у него были пистолет и спички, которые отсырели. Шёл дождь. Опустившись вниз, он попал в какую-то топь, где потерял и второй ботинок. Старший лейтенант опять влез на сосну, пытаясь укрыться от дождя под куполом парашюта. Но защита оказалась ненадёжной. Под проливным дождём он весь промок. Надо было выбираться к людям. Это долгий рассказ о том, как он мастерил плот и решил по течению реки плыть к людям. Но река уводила его дальше от обжитых мест. Он питался незрелыми ягодами. Чуть не стал добычей медведей. Вскоре у него остался один патрон в пистолете, который он решил приберечь для себя. Спички пытался высушить под мышкой, вынув из коробка. Это удалось. Так он после дождей, когда подсохла трава, развёл огонь. Дымок его костра и увидел сверху Мачин.

После этого случая Константин Демьяненко ещё около года перегонял самолёты. Воевал. День Победы встретил в звании капитана с орденом Красной Звезды. А в 1950 году НКВД открыло дело, решив, что во время скитаний его завербовало ЦРУ. Когда это доказать не удалось, ему предложили рассказать о "подозрительной" дружбе наших лётчиков с американцами. Доносить на товарищей Константин отказался. Его уволили с лётной работы. Умер он в 1961 году. Жена исполнила его волю и похоронила на кладбище рядом с аэродромом в Иркутске. И теперь каждый самолёт, который поднимается в небо, осеняет его своим крылом.

Ольга ХМЕЛЬНОВА.

Подготовлено по материалам статьи "Дождаться в живых". (Журнал "Огонёк" от 1 февраля 2016 года. Автор Олег Чечин). С сообщением по этой теме выступил на историко-краеведческой конференции "Аркадакское Прихопёрье. Взгляд сквозь столетия" корреспондент газеты "Город" Олег Косенков. Номер журнала "Огонёк" Олег Косенков передал в дар Аркадакской районной библиотеке.

Автор: Валентина Евдокимова

По этой теме: Аркадакский район.Подвиг во имя Победы

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 647

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика