Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационный ресурс Аркадакского муниципального района (Саратовская область)

Саратовская область
телефон: 8(84542) 4-11-45
e-mail: sel-nov@yandex.ru

Увлечение мопедами

В День города в Аркадаке проходит выставка, собирающая вокруг себя заинтересованных людей. Они могут ходить вокруг неё бесконечно долго. Увлечённо рассматривают каждый экспонат, беседуют с организатором на интересующие темы.

Происходит всё это на выставке мопедов Амура Сангмамадова. И второй год подряд о ней пишут в саратовских изданиях. Для Аркадака это действительно необычная выставка. Коллекционируют у нас много чего. Но никто до этого не создавал коллекцию мопедов. Дело это затратное, хлопотное, отнимает много времени, да и технически надо быть подкованным, к изобретательству склонным. Мы встретились с Амуром Георгиевичем в редакции газеты "Сельская новь" и побеседовали о его необычном увлечении.

И вот, что он рассказал. Оказывается, всё начиналось по-житейски просто. Первоначально Амур Георгиевич исходил как раз из принципа малозатратности, когда решал вопрос о средстве передвижения, чтобы ездить на рыбалку. Потому и приобрёл себе старенький мопед, на которого хозяин уже махнул рукой. Начал его восстанавливать, испытывать. И первые два года этот мопед чаще "ездил" на нём, чем он на мопеде. Откуда только Амур Георгиевич не носил его на себе! Разозлиться бы и махнуть на это дело рукой! Но не тут-то было. Процесс так раззадорил и увлёк, что встал принципиальный вопрос: кто кого? После этого мопед просто обязан был ездить "как надо".

В итоге были приобретены ещё два мопеда, которые пошли на восстановление первого. Прошли испытания. Всё работало нормально. Но чего-то не хватало в жизни. Да и те два мопеда лежали в сарае, как будто душу из них вытащили. Начал восстанавливать и их. Методология уже была известна. Приобретал старые мопеды. Из двух собирал один, потом жалел те два, что разобрал… Так появилась коллекция из 12 мопедов! Не специально подобранная, хаотичная. Но интересная. Всё чаще в сарай к рационализатору наведывались близкие по духу люди. Он уже мог делиться опытом.

Кроме того, пока восстанавливал мопеды, пользовался для технической поддержки различными сайтами. Так узнал, что есть, оказывается, большая команда увлечённых людей по всей стране и в том числе в Саратовской области, которые занимаются собирательством, восстановлением мопедов и даже устраивают свои "покатушки" в Тарлыковке Ровенского района. По переписке познакомился с "Дедушкой Вагнером" из Энгельса, музыкантом, который собирал моторы под заказ для любителей этой техники из разных городов страны. Он имел собственный сайт, где в последнее время стали появляться его воспоминания о восстановленных им мопедах, их фото. Оказывается, мопеды, даже перешедшие в другие руки, остаются в душе и памяти. Хочется знать, как живётся им у новых хозяев, как за ними ухаживают, как они работают… И с какой грустью читаются констатации, что следы какого-либо мопеда затерялись.

-Есть в них какая-то тайна, - говорит Амур Георгиевич. – Они притягательны, потому что многие, глядя на них, будто возвращаются в детство, вспоминают свои первые мопеды, ощущения, что были с ними связаны. А у настоящих патриотов мопед – предмет гордости за страну. Ведь мы держали первенство в мире по производству мопедов. Они у нас были самые долговечные и надёжные в техническом плане.

Общие ощущения и воспоминания заставляют любителей мопедов ежегодно собираться вместе на "покатушки", испытательные гонки восстановленных мопедов. Общий сбор у них в Саратовской области на месте приземления Гагарина. Гонки эти пока неофициальные. Организаторы снимают базу одного из бывших пионерских лагерей, там располагаются. Всё у них есть: регистрация, церемония поднятия флага на открытии соревнований, выставка мопедов. Например, Пётр с Петербурга приезжает с целым прицепом мопедов, которые можно испытывать.

После открытия соревнований устраивают настоящие испытательные гонки. До границы с Волгоградом ездят и обратно. В нынешнем году это было накануне 9 Мая. Амур Георгиевич участвовать не мог по причине профессиональной занятости. В этих гонках впервые участвовал мопед марки "Карпаты". Своеобразный символ для любителей мопедов. А участники были из самых разных мест: с Украины, Прибалтики, Тюмени, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Как выясняется на деле, людей бывшего СССР не разъединяет политика, по большому счёту её они считают второстепенным делом. Не разъединяют и установленные границы. Это для них не преграда, если есть общее увлечение и общее интересное дело для души. Например, в этих "покатушках" принимают участие вместе граждане Украины и граждане ДНР. И никаких враждебных настроений у них не наблюдается. В настоящее время люди из Казахстана ищут возможности принимать участие в этих гонках. И они непременно эти возможности найдут!

Но самое большое количество участников всё-таки из Саратовской области и других городов России. Тёзка Амур приезжает из Латвии, где когда-то собирали различные модификации мопеда "Рига". Он поставил задачу собрать полную их коллекцию. По возможности покупает недостающие модели. Ездит по всей России и другим странам бывшего СССР. Интернет ему в помощь. Переписывается с людьми, договаривается о встрече.

В Саратове на Театральной площади в День города уже не один год устраивают выставку ретро-техники. Там и автомобили, и мотоциклы, и мопеды в том числе. Там "Дедушка Вагнер" выставляет свои мопеды. Любители это знают и едут, чтобы специально на этой выставке побывать.

Новые знания и знакомства, настрой на общую волну, который получаешь, когда общаешься в "своём кругу", способствовали тому, что увлечение Амура Георгиевича получило новый толчок для развития. А сарай, в котором он собирает мопеды, стал вторым домом, куда он теперь бежит в любую свободную минуту.

- Мне это увлечение сохраняет душу и здоровье, помогает черпать силы. Появилась некая вершина, к которой хочется идти, чтобы её покорить. Увлечение заставляет держать себя в хорошей физической форме, быть выносливым. Ведь к гонкам на мопедах надо быть готовым, - говорит Амур Георгиевич.

И ещё он рассказывает, что в мопедах есть какая-то тайна, которую он ещё не разгадал. Потому стал заниматься историей их создания. Узнал много интересного. Оказывается, мотор для мопеда был готов к эксплуатации ещё перед войной! А первый мопед вышел в продажу только в 1958 году! Что-то или кто-то упорно мешал мопеду начать своё победное шествие по нашей стране и зарубежью. Кому-то это не нравилось. Но самое главное, что мопеды, став народной техникой много лет назад, до сих пор служат людям, хотя промышленность их не выпускает уже столько лет. А всё потому, что в своё время мопед стал плодом совместного народного творчества. До 50 процентов мотовелосипедной продукции, выпускаемой в стране, составляли именно мопеды. Карпаты, Дельты, Верховины, Риги, мокики… Конструкторы общались с любителями мопедов на страницах технических журналов, напрямую по переписке. Это был заинтересованный диалог. Они собирали предложения обладателей мопедов по их усовершенствованию, некоторые претворяли в жизнь. И техника становилась лучше и надёжнее.

-Это наша история, наша гордость, - считает Амур Георгиевич. - Люди на мопедах не просто ездили в домашнем обиходе, но даже путешествовали. Один из самых больших пробегов в путешествии – 4 тысячи километров без единой неисправности в пути. Сегодня импортные мопеды работают только два года. На этом их жизненный ресурс исчерпывается. А стоят они очень дорого.

А сколько споров среди любителей мопедов до сих пор, какая модель лучше. Кто-то считает, что самой удачной является львовская конструкция В-902, кто-то любит рижские мопеды, кто-то любит лёгкие пензенские конструкции.

-Между прочим, на испытательных гонках наши старые мопеды выносливее современных иностранных марок, - говорит с гордостью коллекционер.

По профессии Амур Георгиевич художник. Он родился в Душанбе. Его родители (сейчас их нет в живых) тоже были художниками. Оба учились в республиканском художественном училище, где познакомились и создали семью. Имя сыну дали в честь бога Амура, который свёл их вместе. Они работали в итоге преподавателями в художественной школе. Сын после некоторых исканий тоже всё-таки выбрал профессию художника. В настоящее время преподаёт в школе искусств Аркадака. Судьба привела его в наш район в сложный период распада СССР. Один из родственников оказался отсюда родом.

Сама по себе профессия художника предполагает творчество. Но этого Амуру Георгиевичу явно не достаточно. Он привык ставить себе какие-то цели, идти к ним. Вот сейчас у него новая вершина в творчестве – создание коллекции мопедов и совершенствование в их сборке.

Как говорит Амур Георгиевич, у каждого человека должны быть вершины, к которым хочется идти, и тогда есть желание жить, творить, добиваться большего. Пожелаем ему удачи!

Ирина Семёнова.

Автор: Валентина Евдокимова

По этой теме: Аркадакский район. Амур Сангмамадов и его мопеды.

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 926

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика