Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационный ресурс Аркадакского муниципального района (Саратовская область)

Саратовская область
телефон: 8(84542) 4-11-45
e-mail: sel-nov@yandex.ru

И воссиял Малиновский храм

К 5-летию с момента освящения восстановленного всем миром Малиновского храма во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы и к 180-летию его первого освящения в этой постройке.

Из истории храма

Каменный храм был воздвигнут в Малиновке в 1838 году. Он и тогда поражал своей красотой: белоснежным голубем рвался ввысь и блестел золотыми куполами. Сегодня он совсем другой. Стал ярче, внушительнее. Его видно издалека. Сияют стены солнечной окраской, возвышаются над зеленеющей листвой окружающих деревьев его насыщенно зелёные купола. А ведь был в жизни храма и период запустения. В самом центре села стояли неприглядные, обезглавленные стены некогда красивого здания. Его использовали сначала как зернохранилище, потом здесь хранили лук, который выращивали в колхозе. Одно время в этом здании был сельский клуб. А потом настал период, когда его вовсе бросили на произвол судьбы. Запущенный двор зарос сорной растительностью. Многим больно было смотреть, как ветшает это некогда прекрасное здание. Стояло оно уже давно без куполов. Выглядело уныло.

В конце восьмидесятых годов, когда в государстве началось движение, направленное на восстановление церквей, задумались о восстановлении своего храма и малиновцы. Они приходили к приезжавшему сюда в гости земляку, в то время епископу Саранскому и Мордовскому Варсонофию (в миру Анатолию Судакову) с этими мыслями. Выражали желание помочь, но никто не знал, как это сделать.

- Всем миром, - сказал он тогда. - Всем миром восстановим! Не ждите никого, идите и работайте, делайте, кто что может.

На сайте Аркадакского благочиния о храме в селе Малиновка сказано: "Церковь каменная, с каменной же колокольней, построена тщанием прихожан в 1838 году. Престолов в ней было два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе - во имя Святой Великомученицы Параскевы. В штате храма состояли священник, диакон и два псаломщика, дома для причта были церковные. В приходе была церковная школа. С 1990 года храм действующий. Регулярно совершаются богослужения".

Дополняют эти сведения данные Википедии: "Храм в селе Малиновка освящён: антиминс 9 декабря 1990 года Архиепископом Саратовским и Волгоградским Пименом".

Это означает, что храм тогда ещё нельзя было освятить, так как он требовал восстановительных работ. Чтобы проводить в нём службы, освятили "антиминс". В православии это четырёхугольный плат из шёлковой или льняной материи с вшитой в него частицей какого-либо православного мученика. При отправлении религиозных обрядов антиминс - необходимая принадлежность для совершения полной литургии.

Благодаря этому с 1990 года, когда здание Малиновского храма передали православной Церкви, здесь сразу начались богослужения. И одновременно продолжалась сложная и кропотливая работа по его восстановлению.

Заведующая филиалом "Малиновская сельская библиотека" М.М. Кулипанова раздобыла в Балашовской епархии текст телеграммы-разрешения от Саратовской епархии, датированный 29 августа 1990 года, на имя протоиерея Петра Михейчика. Это документ о создании при действующем храме села Малиновки православной общины в составе: М.А. Масленниковой, А.А. Журавлёвой, Е.У. Глуховой, А.К. Антоновой, Г.Н. Пивоваровой, В.В. Вавиловой, А.А. Чумазиковой, А.Г. Окороковой, М.Ф. Гурчёнкова, А.П. Петрова. Они уже несколько лет до этого вели большую организаторскую работу среди населения, направленную на восстановление церкви. Первыми начали собираться возле храма, разгребали и вывозили мусор, находившийся внутри помещения, расчищали территорию. И всё это с верой в то, что этот пласт им удастся осилить. Более 20 лет продолжалась повседневная и кропотливая работа. Начав заниматься восстановлением церкви, люди уже дня не могли прожить без этой деятельности. Всё больше односельчан она объединяла. На свои небольшие средства жители села покупали необходимые стройматериалы. У многих жителей села есть в восстановленных стенах храма свои именные кирпичи. Объявляли сбор средств и по району. Многие люди откликнулись. Но всё равно для завершения работ денег явно не хватало.

Однако дело двигалось. И происходило это во многом при поддержке Владыки Варсонофия, который все эти годы был вместе с малиновской православной общиной. Так, в восстанавливаемый храм с разных концов приезжали люди, чтобы прикоснуться и помолиться мощам Святой Великомученицы Параскевы, к её мироточивой иконе, которые буквально несколько часов находились в Малиновском храме, благодаря Владыке Варсонофию. Позже он передал в дар храму икону Святой Великомученицы Параскевы с частичкой её мощей. Опять в храм потянулись люди. И руководство восстановительными работами по большому счёту осуществлял он.

Большую работу проделал попечительский Совет храма. В его составе трудились прихожане: Зинаида Лаврентьевна Медведева, Елена Владимировна Слёзкина, Татьяна Юрьевна Глухова, Валентина Ивановна Судакова, Нина Павловна Болотникова, Александр Николаевич Сериков, которые во всех делах поддерживали настоятеля храма.

Когда начались работы по закладке основания под купол, дело вели уже профессиональные строители. Финансирование работ на себя взяла Балашовская епархия, а малиновцы достойно принимали строителей. Обеспечили им проживание, питание. Помощь и поддержку на этом этапе строительства оказывали фермеры Аркадакского района, районная и сельская администрации.

И вот - свершилось! 4 августа 2013 года состоялось Великое освящение храма Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгиным. Воссиял Малиновский храм, согревая души прихожан, ведь подавляющее большинство жителей села исповедуют православие и всеми делами своими, образом жизни демонстрируют свои незыблемые устои. И теперь каждый год в свой день рождения Владыка Варсонофий собирает отовсюду верующих и священнослужителей в храм села Малиновки. И он пусть на один-два дня, но становится одним из центров православного мира России. Великая честь и большая слава для села такого небольшого районного центра, как Аркадак.

История многих сёл и поселений нашего района неразрывно связана с православием, а значит, и с историей православных храмов, с жизнью и судьбами многих людей. Малиновский храм - не исключение, хотя надо признать, что стоит он в ней особняком. Даже если говорить о 20-летнем периоде его восстановления, то это тоже история судеб. К сожалению, не все, кто был у истоков этого дела, дожили до его завершения. Здесь уместно вспомнить настоятеля Аркадакского храма Вознесения Господня отца Иоанна (Гудкова). В Малиновке ещё не было своего настоятеля, и отец Иоанн проводил службы в крошечном помещении, которое прихожане смогли привести в порядок своими силами. Символично, что в Малиновке он провёл и последнюю в своей жизни службу. Отец Иоанн похоронен на территории Аркадакского храма Вознесения Господня. И здесь, под сводами храма в Малиновке, осталась частичка его души. Но это уже новая история храма, которая полна молений, радостных и грустных событий, которая только пишется.

А если заглянуть вглубь веков, то именно храм и его территория, на которой была построена по просьбам жителей села первая деревянная церковь, были свидетелями многих тяжелейших периодов в жизни людей этого села.

Но для начала заглянем в историю. В 1747 году большое количество земель современного Аркадакского района, в том числе и село Малиновка, получил в приданое за Екатериной Ивановной Нарышкиной Кирилл Григорьевич Разумовский. Потом село перешло при делёжке собственности между их детьми к Алексею Кирилловичу Разумовскому. Он в итоге подарил его своей сожительнице Марии Михайловне Соболевской, по условиям того времени женщине "низкого происхождения" (дочери графского форейтора Михаила Соболевского, фактически крепостного). Но продолжал сам вести дела имения через управляющего. И крестьяне о смене владельца ничего не знали. В 1816 году село принадлежало уже его незаконно рожденной от Соболевской дочери, ставшей в итоге матерью Алексея Константиновича Толстого, Анне Алексеевне Перовской. Весть об этой перемене тоже обошла крестьян стороной. Пока в 1822-м году не умер Алексей Кириллович. Вскоре после его смерти Мария Михайловна, прожившая с ним вместе более 35 лет, вышла замуж за генерал-майора Денисьева, приобретя столь необходимый ей титул, которого так и не смог для неё добиться Разумовский. Вероятно, слухи о том, что крестьяне теперь в собственности "девки подлого происхождения, генерал-майорши Денисьевой", дошли до них только к 1826 году. И это стало причиной резко обострившегося желания крестьян освободиться от крепостной зависимости.

Этот случай описывает Даниил Лукич Мордовцев в своей книге "Накануне воли", как использование возможности крестьянами выхода на волю из крепостной зависимости, противопоставив "злым силам" собственную силу.

Дело в том, что имением в Малиновке управлял иностранец Розенштраух. Крестьяне долго терпели его выходки и поведение назначенного им старосты только из "уважения" к графскому титулу Разумовского. А теперь, узнав про "подлую девку", терпеть его они отказались.

Как пишет Д.Л. Мордовцев (том 2, "Страдные страницы", стр. 493, "Накануне воли", Ростовское книжное издательство, 1987 год), в Малиновке тогда проживало более тысячи человек населения (сравните Аркадак - 314 душ), это была крупная вотчина. Далее Мордовцев говорит, что крестьян тогда пытался "вразумить" священник местной церкви. Он на сходе крестьян зачитал документ о важности присяги о повиновении и предложил принять её, чтобы не допустить непоправимого. Тогда малиновцы не послушались священника. Они стояли на своём, что вполне объяснимо. Это было время, когда многих крестьян переводили с оброка на барщину, и это ещё более закрепощало крестьян. А малиновцы привыкли быть "вольными". И работать на такую же, как они, крепостную "девку" они не собирались. Ситуация усугубилась тем, что эти события совпали с неурожаями. Розенштраух решил продать голодающим других сёл из имений Нарышкина и Разумовского хлеб из общественного магазина Малиновки (это склад, куда малиновцы ссыпали хлеб в виде налогов и где хранили общественные семена). Как свидетельствует Мордовцев, Малиновка была зажиточным селом, и хлеб в общественном магазине у них всегда был.

Прибыл большой обоз примерно из 50 возчиков. В результате малиновцы в количестве более 400 человек поднялись и окружили общественный магазин, крича, что это наш хлеб, и мы его не отдадим. Ведь им-то этот хлеб не разрешали брать даже в долг.

И опять возле барского имения, рядом с которым располагалась церковь, состоялся суд над "бунтовщиками".

Это была жестокая расправа, когда власть не прислушалась к справедливым требованиям крестьян, и управляющий имением, и староста не получили никакого наказания за своё беззаконие. И, тем не менее, спустя несколько лет малиновцы принимают решение о строительстве тщанием прихожан нового каменного храма вместо старенькой и тесной срубовой церкви. Интуитивно люди чувствовали, что житейские, мирские проблемы невозможно решить без укрепления духовного состояния, утверждения и усиления православной веры. Новый храм был построен и освящён в 1838 году.

А в материалах по крепостному праву Н.Ф. Хованского "Помещики и крестьяне Саратовской губернии" (Саратовская губерния. Саратов. 1911. Стр. 4, 27, 32) говорится, что волость, в которую входила Малиновка Балашовского уезда, была заселена русскими крестьянами из Калужской губернии и хохлами из Черниговской губернии в конце 18 века. Там же сказано, что одной из последних владелиц земель в волости была графиня А.К. Толстая, от которой они перешли в Удельное ведомство.

К середине 19 века, а именно, когда предположительно сюда приезжали Алексей Константинович с матерью, это было "владельческое село 2-го стана Балашовского уезда, расположенное по правую сторону оживлённого торгового тракта из города Моршанска в слободу Елань. Число дворов в селе равнялось 240, а число жителей составляло 2044 человека: 961 душа мужского пола и 1083 - женского пола. В селе работала одна мельница, располагалась больница и была одна православная церковь. До уездного города (Балашова, прим. авт.) было 40 вёрст. До становой квартиры - 30 вёрст. (Список населённых мест по сведениям 1859 года. Саратовская губерния. Издание Центрального Статистического Комитета министерства внутренних дел. С.-П., 1861, стр. 43).

К концу 19 века, после отмены крепостного права, в селе было уже 492 двора, 1328 душ мужского пола, 1412 душ женского пола (по переписи 1886 года). Барщина у графа была только трёхдневная. При выходе на волю крестьянам отвели 4095 десятин удобной и 825 десятин неудобной земли. Нарезку осуществили на 900 ревизских душ. Солдатам земли не полагалось, а вдовам она полагалась только в том случае, если у них были дети, способные вести хозяйство и платить налоги. (Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. 1893 год. Отдел1-й, статистико-экономические таблицы по Балашовскому уезду. Стр. 202-203).

Пахотная земля лежала на юг от села, сразу за выгоном. Большей частью это был чернозём. Лишь одна треть - с примесью суглинка и песка. Сеяли рожь, овёс и просо. Пшеницы сеяли мало, так как земля за время использования постепенно вырождалась и давала малые урожаи. Арендовали у Удельного ведомства участок в 1567 десятин. Вот на этой земле и сеяли пшеницу и подсолнечник.

Крепких хозяев было 108 дворов, то есть третья часть. Скота держали немного, так как не было хорошего выгона. В селе было 1116 рабочих и 248 нерабочих лошадей, 519 коров, 446 голов нагульного скота (телята, жеребята, бугаи). Держали 3195 овец, 296 свиней. Коз никогда не держали. В 36 дворах держали колоды с пчёлами. Всего 373 колоды. В селе было семь промышленных заведений: выделка кож, кузница, валяние сапог и так далее. Работали два кабака и пять лавок.

На заработки крестьяне никогда не ходили. Только голод 1870 года заставил их идти работать в соседние помещичьи экономии в качестве сельхозрабочих. Большую часть дворов составляли деревянные строения. От этого нередко горели. В 1880-м году сгорело 40 дворов, в 1890-м - ещё двадцать. Но были и 26 каменных изб, что говорит о зажиточности села (Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. 1893 год. Отдел 2-й. Описание селений Балашовского уезда. Стр. 146-149).

Для ссыпки общественного хлеба имелось два деревянных, крытых тёсом, магазина.

На своём наделе крестьянин мог прокормить лошадь, корову, пять овец.

Малиновцы - особенный народ, с особой духовностью и обострённым чувством справедливости. За версту чувствуют ложь и криводушие, и человеку с такими качествами трудно жить среди них.

По национальному составу в Малиновке проживают в основном великороссы православного исповедания. Как и сегодня, во времена, когда действовал храм до закрытия в советские времена, его посещали не только местные жители, но и жители окрестных сёл и деревень. При церкви имелась библиотека, хранящаяся в ризнице. В ней находились 184 тома книг, необходимых для служения. Здесь же хранились копии метрических книг с 1807 года. Исповедальные книги с 1805 года. Это подтверждает, что храм до постройки нового каменного здания в Малиновке был.

Новый храм постепенно пополнялся новой церковной утварью и иконами. Особым почитанием среди прихожан пользовалась икона Божией Матери Иверская. Это была икона на кипарисовой доске, прекрасной живописи, в дорогом окладе с драгоценными камнями. Она символизировала величайшую святыню для храма. С ней совершались крестные ходы вокруг села с молитвой о даровании благополучия и безопасности всем жителям, совершались чины освящения жилищ крестьян. К сожалению, в годы богоборчества она была утрачена, как и многие другие иконы и церковная утварь.

При храме действовала земская школа, учреждённая в 1867 году. Школа была смешанного обучения. В ней обучались несколько десятков учеников, мальчики и девочки. Священники, находящиеся в штате храма, состояли при школе законоучителями. Можно сказать, что церковь в Малиновке с самого начала существования села была центром её духовной и общественной жизни.

Более 20 лет шло восстановление храма в селе Малиновка. И теперь он радует жителей многих сёл Аркадакского и других районов, которые тянутся сюда, чтобы получить духовное успокоение и радость. Он вновь вернул себе прежнее значение, став центром духовной жизни села. Но этому предшествовали трудные времена.

Так случилось, что с историей храма села Малиновка связано ещё одно имя представителей рода Перовских. По словам дьякона Космолинского, служившего в Малиновке, он встречал в метрических книгах запись о рождении и крещении в церкви этого села Софьи Львовны Перовской. Хотя официально местом её рождения значится Петербург. Однако Софья Перовская действительно имеет самое непосредственное отношение к Перовским, незаконнорожденным детям А.К. Разумовского от М.М. Соболевской. Она его правнучка. Отец Софьи был генерал-губернатором Петербурга. Родившись в известной и богатой семье и вырастая в устоявшихся традициях, она в зрелой жизни сторонилась церкви и вошла в историю России, как одна из представителей группы "Народная воля". Принимала самое активное участие в подготовке и осуществлении покушения на Александра Второго. Была казнена. Можно сказать, что её судьба стала как бы предвестником тех бед и испытаний, что выпали в дальнейшем на долю России и небольшого села Малиновка Саратовской губернии.

К 1913 году Малиновка стала довольно значительным селом. Входила она в Котоврасинскую волость Балашовского уезда. Число дворов составляло 667, население приближалось к 4 тысячам человек. За крестьянами числилось 4176 десятин земли. Сеяли на них в основном зерновые культуры. У людей было 500 железных плугов, 10 сеялок, 15 жнеек, 5 молотилок, 30 веялок. Держали рабочий и молочный скот.

Малиновские крестьяне Михаил и Иван Устинович Мельниковы по разрешению строительного отделения Саратовского губернского управления поставили на своей мельнице нефтяной двигатель внутреннего сгорания.

Сельскохозяйственную продукцию крестьяне вывозили для продажи в Турки, Балашов, на многочисленные ярмарки. Село укреплялось, росло благосостояние населения. Число прихожан церкви в Малиновке составляло уже 3905 человек. Кроме православного прихода здесь существовали объединения баптистов (80 человек), молокан (68 человек).

Серьёзные потрясения начались после 1914 года, когда пришла весть о Первой мировой войне. За ней последовала революция 1917 года. Охвативший всю страну огонь борьбы не прошёл и мимо нашего села. Малиновцы никогда не были сторонниками той или иной политики. Они всегда хотели просто жить и работать. А когда им мешали это делать или же создавались обстоятельства, которые мешали им это делать, они становились непреклонными в поиске справедливости. Так произошло, когда в наши места прибыл отряд Черёмухина с "особыми полномочиями". Эти полномочия состояли в реквизициях хлеба, в избавлении от ярых сторонников прошлой жизни. Малиновцы, конечно, в силу своего характера и противления любого вида "несправедливого давления" выступили против. По воспоминаниям жителя села В.К. Почтарёва, отряд комиссара Черёмухина долго не мог взять село. На помощь была призвана артиллерия. Орудия установили на Малиновской горе. Был отдан приказ начать штурм. Многие дома были разрушены, а те, которые находились у подножия горы, сожжены.

В.К. Почтарёв рассказывал, что когда началась атака, мать спряталась с детьми в погребе.

- Стоял страшный грохот. Мы долго ждали, когда всё закончится, - вспоминал он. - После наступления тишины мы с опаской выбрались из погреба.

Картина, которая предстала перед детьми и матерью, была страшная: почти все дома сгорели, торчали только печные трубы. Ветер разносил резкий запах гари и дыма. Самым чудесным образом не пострадала тогда церковь. Под покровом Пресвятой Богородицы она устояла и не была повреждена.

Но судьба её в новом государстве была предрешена. В начале 30-х годов храм был закрыт. Затем последовало его разорение. Сбросили православные кресты с купола и колокольни, колокола, разорили имущество. Были утрачены многочисленные старинные иконы, церковная утварь. Здание церкви стали использовать для различных хозяйственных нужд. И только через 20 лет его вернули церкви, и начались работы по восстановлению Малиновской святыни.

Подготовила Ирина СЕМЁНОВА.

При подготовке материала были использованы данные, собранные Марией Кулипановой и Еленой Слёзкиной.

Все фотографии (8)

Автор: Валентина Евдокимова

По этой теме: Аркадакский район. Храм в селе Малиновка.

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2488

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика