Управляющая команда защитила проект развития города до 2025 года "Армянск – ключ к переменам". В основу проекта по развитию моногорода вошли основные стратегические направления, которые взаимоувязываются со Стратегией социально-экономического развития Республики Крым.
К концу 2017 года была разработана Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Армянск РК на период до 2030 года и утверждена решением сессии Армянского городского совета 29.12.2017 № 463.
При разработке Стратегии учитывались сильные и слабые стороны развития муниципалитета.
Основными из сильных сторон являются:
- удобное положение;
- наличие химической промышленности;
- наличие квалифицированных кадров в сфере химической промышленности;
- наличие образовательной инфраструктуры;
- наличие большого запаса отходов химического производства.
К основным из слабых сторон
относится:
- монопрофильность экономики;
- острый дефицит водных ресурсов;
- отсутствие подъездных железнодорожных путей к градообразующему предприятию;
- отсутствие очистных сооружений;
- неразвитость малого и среднего бизнеса в сфере производства товаров.
После проведения анализа, были определены ключевые возможности развития городского округа.
В Стратегии обозначена главная цель: Армянск – экологически безопасный город, с высокими стандартами качества жизни его жителей, их всестороннего и гармоничного развития, обучения, оздоровления, отдыха, труда на основе устойчивого, сбалансированного и инновационного развития экономики, инфраструктуры, доступности бизнес среды, открытой для инвесторов и внешней интеграции.
Для достижения данной цели нам
необходимо создать условия для:
- достижения высоких стандартов качества жизни;
- всестороннего развития, качественного обучения, оздоровления, отдыха и работы;
- обеспечения жителей городского округа благоприятной, дружественной средой, комфортными условиями проживания в благоустроенном регионе Северного Крыма;
- жизни и всестороннего развития молодежи, для молодежного инновационного творчества, учебы, досуга;
- безопасности жизни горожан;
- экологической безопасности окружающей среды.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым на период до 2030 года будет реализована в три этапа с выделением следующих приоритетов в рамках выстроенной системы стратегических целей:
I этап (2017 – 2020 гг.) – снятие инфраструктурных ограничений;
II этап (2021 – 2026 гг.) – широкое внедрение инноваций, развитие иных (кроме химических) отраслей экономики, создание новых предприятий – точек роста, развитие малого и среднего предпринимательства.
III этап (2027 – 2030 гг.) – наращивание конкурентных преимуществ.
На сегодняшний день в городском округе реализуется первый этап "снятие структурных ограничений".
На данном этапе определены приоритетные направления развития:
- развитие ресурсной базы;
- развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
- дружественная среда;
- развитие химического кластера "НеоХим";
- дальнейшее развитие градообразующего предприятия;
- развитие авто-туристического кластера "Армянский базар";
- развитие малого бизнеса.
Развитие ресурсной базы
Роль ресурсной базы является чрезвычайно важной для развития экономической деятельности в городском округе, и требует активного развития. Предусматриваются следующие основные направления ее реализации:
- обеспечение дополнительно требуемого объема воды в размере 4 тыс. куб. м сут., за счет обустройства дополнительной ранее пробуренной скважины Исходненского водозабора;
- обеспечение градообразующего предприятия технической водой;
- развитие мощностей электроснабжения и газоснабжения, в частности модернизация ветхих электрических сетей, в составе электросети протяженностью 211,1 км, а также ремонт трансформаторных подстанций в количестве 61 единицы;
- строительство КОС (канализационных очистных сооружений) с возможностью использования очищенной технической воды;
Развитие транспортно-
логистической инфраструктуры:
- реконструкция железнодорожной станции Армянск: реконструкция и строительство дополнительных путей (не менее 4), электрификация;
- реконструкция железнодорожной линии Джанкой-Армянск;
- строительство железнодорожных путей к градообразующему предприятию и планируемому к созданию индустриальному парку
- строительство участков автомобильной дороги – обхода городского округа Армянск (Автомобильная дорога А-231 Симферополь – Красноперекопск – Армянск – граница с Украиной).
Строительство таможенной
и пограничной инфраструктуры:
– строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на 2200 единиц транспорта в сутки (6500 человек в сутки);
- строительство железнодорожного пункта пропуска через государственную границу (15 единиц железнодорожных составов в сутки);
- строительство таможенной и пограничной инфраструктуры.
Реализация данных мероприятий позволит улучшить транспортную инфраструктуру муниципального образования, увеличить пассажирский и грузовой потоки, повысить качество обслуживания.
Дружественная среда
Инфраструктура городского округа Армянск не отвечает современным требованиям населения. Требуется значительное обновление по всем направлениям: образование, культура, спорт, здравоохранение, ЖКХ.
ЖКХ
Уже в 2017 году за счет средств бюджета Республики Крым в рамках Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы на территориях городского округа были установлены 2 детские площадки:
- придомовая территория многоквартирных жилых домов № 21, 22, 23, 24 мкрн. Васильева;
- район памятника Ленину по ул. Октябрьской в с. Суворово;
За счет средств бюджета муниципального образования городской округ Армянск в 2017 году приобретены и установлены 2 детские площадки:
- придомовая территория многоквартирного жилого дома № 18 по ул. Иванищева;
- придомовая территория многоквартирного жилого дома № 2а по ул. Больничная.
Спорт
С целью приобщения населения городского округа к спорту из местного бюджета выделены средства и построена универсальная спортивная площадка для занятий: волейболом, футболом, баскетболом.
- установлены 4 площадки для сдач норм ГТО;
- площадка для занятий варкаутом;
- уличные тренажеры;
- площадки установлены во дворах города Армянска учитывая шаговую доступность.
На 2018-2020 годы запланировано:
- провести реконструкцию плавательного бассейна в ДЮСШ;
- установить 7 детских площадок;
- установить 4 спортивные площадки;
- приобрести модульный многофункциональный спортивный зал;
- установить скейт-парк.
ОБРАЗОВАНИЕ
В сфере образования в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" в 2017 году проведены:
- Реконструкция дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Солнышко" по ул. Школьная д.7-А на 110 мест. За отчетный период освоено средств субсидии – 50 209,43 тыс. руб.;
- Реконструкция муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 1 "Светлячок" по ул. Иванищева 17-А на 200 мест. За отчетный период освоено средств субсидии – 120 288,61 тыс. руб.
- За счет субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2015-2018 годы приобретен модульный сад к дошкольному общеобразовательному учреждению № 6 "Белоснежка" на сумму 47582076,50 руб.
Реконструкция 2 дошкольных учебных заведений и приобретение модульного детского садика позволили создать около 39 дополнительных рабочих мест и 220 дополнительных мест для дошкольников.
В 2018-2020 годы запланированы следующие работы по ремонту учебных дошкольных и общеобразовательных учреждений:
- закончить капитальный ремонт санузлов, системы водоснабжения и водоотведения в здании школы № 4;
- закончить капитальный ремонт пищеблока школы № 2;
- провести капитальный ремонт системы отопления в школах № 1, 4, 7;
- провести замену окон в школах № 2, 5, 6, 7;
- продолжать укреплять материально-техническую базу дошкольных и учебных учреждений;
- провести капитальный ремонт зданий мастерских в школе № 4;
- провести капитальный ремонт санузлов, системы водоснабжения и водоотведения в здании школы № 2;
- провести капитальный ремонт спортивного зала школы № 2;
- закончить строительство дошкольной образовательной организации в с. Перекоп
После ввода в эксплуатацию детского садика решится проблема по определению детей в детские сады.
РЕМОНТ ДОРОГ
Что касается дорог, улиц и внутриквартальных проездов местного значения, то в 2017 году в рамках Государственной программы Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2015-2017 годы и местного бюджета произведен:
- ремонт внутриквартального проезда от ул. Симферопольская, между д. 3 и д. 5 ул. Симферопольская (за отчетный период освоено средств субсидии – 3 038,65 тыс. руб.);
- ремонт внутриквартального проезда от ул. Гайдара, между д. 16 и д. 14 ул. Гайдара (за отчетный период освоено средств субсидии – 962,12 тыс. руб.);
- ремонт внутриквартального проезда от ул. Гайдара, до школы № 1 вдоль дома 14 ул. Гайдара (за отчетный период освоено бюджетных средств – 2 274,62 тыс. руб.);
- ремонт тротуара от ул. Гайдара до д. 9 ул. Симферопольская, вдоль сквера "Космос" (за отчетный период освоено бюджетных средств – 3 076,20 тыс. руб.);
- ремонт внутриквартального проезда от ул. Беседина к дому 16 мкр. Корявко (1-й, 2-й, 3-й участки). За отчетный период освоено бюджетных средств – 5 198,69 тыс. руб.;
- ремонт внутриквартального проезда от ул. Беседина между д. 18 и д. 19 микр. им. ген. Корявко (за отчетный период освоено бюджетных средств – 512,88 тыс. руб.);
- ремонт автодороги по ул. Беседина (за отчетный период освоено бюджетных средств – 4 996,42 тыс. руб.).
В 2018 году за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации будут продолжены работы по реконструкции и капитальному ремонту трех автодорог на сумму 67 млн. руб: ул. Школьная; ул. Иванищева (участок от ж/д вокзала до кольца); ул. Бережного.
Приоритет выбора обоснован
по следующим причинам:
- многочисленные обращения граждан;
- программа Комплексного развития моногородов, которая контролируется правительством Российской Федерации (главная улица по итогам открытого голосования среди населения);
- проведены общественные слушания и разработаны ПСД, получены положительные экспертизы.
На 2019-2020 годы запланированы следующие работы по ремонту автодорог, тротуаров, внутриквартальных проездов:
- капитальный ремонт трех улиц: ул. Центральная в с. Суворово; ул. Больничная; ул. Просвещения.
- реконструкция трех улиц: ул. Иванищева (участок дороги от ул. Симферопольская до ул. Степная); ул.Каменева и ул.Театральная в с. Перекоп.
Капитальный ремонт пяти внутриквартальных проездов.
БЛАГОУСТРОЙСТВО
В 2017 году проведены работы по благоустройству двух скверов "Космос" и "Дружба". В Парке Победы в рамках программы "Комплексное развитие моногородов" установили 2 детские площадки, 1 спортивную, привели в надлежащее состояние трассу для проведения соревнований по вело-мотокроссу.
В 2018-2020 годах будет продолжена работа по благоустройству Парка Победы, 2 скверов, 6 дворовых территорий многоквартирных домов.
Проводится работа по благоустройству сельских территорий. Поддерживается любая инициатива граждан. В мае месяце текущего года совместно с Фондом поддержки предпринимательства и Министерством экономического развития было проведено мероприятие "Суворово! Бери и делай!". Жители села активно поддержали данную акцию, самостоятельно отремонтировали Стелу при въезде в с. Суворово, написали пожелания по дальнейшему развитию своего села. Одно из них – отремонтировать Дом культуры. На сегодняшний день в стадии завершения разработка ПСД. В следующем году запланировано приступить к работам по капитальному ремонту Дома культуры.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Что касается сферы здравоохранения, то в 2017 году были завершены работы по ремонту "Входной группы" в поликлиники, в начале этого года был получен автомобиль скорой помощи. В с. Перекоп заканчивается строительство фельдшерско-акушерского пункта (ФАП). Вся эта работа необходима для улучшения качества обслуживания нашего населения.
Необходимо и в дальнейшем укреплять материально-техническую базу городской больницы, создать все условия для привлечения необходимых специалистов – врачей и, самое главное, улучшить качество предоставления медицинских услуг.
В данном приоритетном направлении "Дружественная среда" мы будем продолжать работу по:
- проведению реконструкции и капитальных ремонтов, учреждений культуры, в том числе модернизаций центральной библиотечной системы;
- благоустройству городских и сельских территорий;
- проведению капитальных ремонтов многоквартирных домов;
- реконструкции объектов музейно-исторического комплекса;
- внедрению концепции безопасного города;
- созданию новой модели дополнительного образования и ее современной инфраструктуры, созданной на базе одного из учебных заведений городского округа в виде детского технопарка "Кванториум" (на базе химического колледжа), ЦМИТ (на базе реконструируемого ДК в с. Суворово) и других современных инновационных форм образования;
- созданию дополнительных направлений обучения (химия, физика, промышленный дизайн, информационные технологии) в рамках существующих химического колледжа и филиала ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского".
Реализация комплекса мероприятий позволит создать комфортную среду для проживания в городском округе Армянск, что будет способствовать сохранению существующего населения и дополнительному миграционному притоку.
Последние годы жилищное строительство в городском округе Армянск практически не осуществлялось. В 2014 – 2016 г.г. было осуществлено строительство новых 4 жилых многоэтажных домов для сотрудников пограничной и таможенной инфраструктуры.
Ожидаемый последующий рост
численности населения может сдерживаться отсутствием жилья. В связи с этим, к основным направлениям реализации Стратегии также относится:
- развитие среднеэтажного строительства;
- развитие производства местных строительных материалов.
Реализация Проекта позволит обеспечить соответствие между ростом населения и жилищным фондом городского округа Армянск.
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Развитие химического кластера "НеоХим"
В городском округе Армянск химическая промышленность представлена крупнейшим предприятием – Армянским филиалом ООО "Титановые Инвестиции". В рамках Стратегии муниципального образования и в рамках Стратегии Республики Крым предусматривается развитие Северного экономического микрорегиона и городского округа Армянск как химического кластера.
Данный вектор развития соответствует сырьевой ресурсной базе, имеющейся в регионе, а также квалификации трудовых ресурсов.
Мы предлагаем создание индустриального парка – технопарка на базе земельного участка площадью 79,1 га. Данная территория находится в ведении Республики Крым.
На данный участок можно привлечь инвесторов:
- для размещения химических производств, обслуживающих и машиностроительных производств,
- для производства строительных смесей, лакокрасочной продукции, пластиков и композитов, производство малой уборочной техники.
Также рассматривается возможность развития научной и образовательной базы на основе существующего колледжа химической промышленности и факультета в Крымском федеральном университете им. Вернадского, а также создания исследовательского комплекса "Лаборатория "НеоХим".
Реализация данных направлений позволит привлекать инвесторов на подготовленную площадку и в рамках заключения инвестиционных соглашений обеспечивать необходимое количество производственных предприятий в городском округе для диверсификации видов экономической деятельности.
Взаимодействие с Министерством экономического развития и активная деятельность муниципалитета на форумах и выставках привлекает дополнительное внимание инвесторов к территориям и перспективам, которые можно развивать в городе.
Инвесторы проявили интерес и посетили город для оценки потенциала по следующим направлениям:
- кос, кнс;
- опреснительная установка;
- энергоэффективность;
- переработка отходов;
- крупноузловая сборка сельхоз и ком техники;
- КэМЗ, КМЗ, ЦМиТ (профиль станки ЧПУ);
- пищевая перерабатывающая промышленность;
- транспортно-логистическая компания;
- строительство жилого фонда.
Дальнейшее развитие градообразующего предприятия
Ключевым экономическим субъектом городского округа Армянск является Армянский филиал АФ ООО "Титановые инвестиции". Деятельность предприятия может развиваться и в последующие периоды времени и определять направления создания новых субъектов химического кластера в городском округе Армянск.
Основными проектами реализации приоритетного направления являются:
- развитие новых производств, в частности, строительство цеха ТИТАН-3 и строительство комплекса по производству минеральных удобрений NPK;
- строительство установок по упариванию гидролизной кислоты (отход производства диоксида титана) для цехов ЦПДТ-№ 1, ЦПДТ-№ 2;
- Реализация комплекса проектов, направленных на экологизацию деятельности предприятия, в частности:
* строительство станции нейтрализации кислых стоков производства диоксида титана;
* реконструкция газоочистных установок реакторов разложения;
* реконструкция газоочистных установок после печей прокаливания производства диоксида титана способом мокрого катализа без применения щелочных реагентов и образования твердых отходов.
В результате реализации данных проектов ожидаются наиболее крупные капитальные инвестиции в развитие экономической деятельности городского округа Армянск, создание новых рабочих мест и обеспечение улучшения экологической обстановки в городском округе Армянск.
Развитие авто-туристического кластера "Армянский базар"
Развитие авто-туристического кластера "Армянский базар" позволит создать инфраструктуру для создания туристическо-рекреационных зон и обслуживания пит-стоп туристов.
Это одно из направлений, которое в будущем имеет место для развития при условии снятия политических ограничений.
На сегодняшний день вдоль трассы граница с Украиной – Армянск, благодаря малому и среднему предпринимательству, развивается придорожный сервис (объекты общественного питания, гостиницы, СТО, автозаправки).
Развитие малого бизнеса
В стратегии развития городского округа Армянск значительное внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, как одному из методов снижения монопрофильности городского округа и повышения уровня конкурентоспособности территории.
Впервые в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства администрацией города Армянска в 2017 году в рамках мероприятий Муниципальной программы "Улучшение инвестиционного климата и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городской округ Армянск Республики Крым на 2017-2019 годы" проведены конкурсные отборы на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности. Победившие, а это два индивидуальных предпринимателя, занимаются социально направленными видами бизнеса, обеспечивают культурно-просветительскую деятельность, направленную на культурное, эстетическое, творческое развитие детей и молодежи.
Оказывается содействие повышению квалификации субъектов малого бизнеса благодаря Фонду поддержки предпринимательству.
Для дальнейшего развития
необходимо:
- создание ресурсной базы субъектам малого бизнеса за счет неиспользуемых земельных участков, зданий и сооружений муниципальной собственности;
- создание объектов промышленности – возобновляемая энергетика, легкая промышленность, пищевая промышленность, производство строительных материалов, производство потребительских товаров;
- строительство торгово-развлекательного центра;
- содействие по организации производств, ориентированных на внешние рынки и по выпуску товарной продукции;
- создание пляжно-курортного комплекса в районе села Волошино, для развития рекреации;
- предоставление медицинских услуг;
- развитие сферы оказания услуг и торговли за счет размещения НТО в создаваемых объектах городской инфраструктуры;
- содействие уровню подготовки, в т.ч. в продолженном образовании населения за счет следующих мер: создание института поддержки предпринимательства, базы доступных технологий; целевых моделей и национальных рейтингов.
Перспективы 2030 года:
• Армянск – лидер Северного микрорегиона и один из лидеров Республики Крым по уровню экономического развития, по высокому уровню заработной платы, занятости населения и молодежи.
• Армянск – центр промышленного и инновационного развития, имеющий самодостаточный, стабильный бюджет, базирующийся на ускоренном и инновационном экономическом развитии, диверсификации экономики и снижении уровня монопрофильности.
• Армянск – это город, где наряду с традиционной химической и сопутствующими отраслями, развиваются иные отрасли – точки роста, такие как: промышленность, сельское хозяйство, альтернативные виды энергетики, транспортно-логистический и туристический комплексы.
• Армянск – регион, где наряду с крупными и средними предприятиями, развит малый и микро-малый бизнес. Благодаря активности малого предпринимательства, на высоком уровне развита сфера услуг, в т.ч. в социальной, медицинской, культурной, образовательной, спортивной и туристическо-рекреационных сфер экономики.
• К 2030 году в ходе реализации Стратегии, Армянск преодолеет основные инфраструктурные ограничения по водным, энергетическим, транспортным ресурсам для развития промышленности и внедрения инноваций, станет участником таких инновационных инфраструктур как химико-технологический кластер "НеоХим", индустриальный парк, транспортно-туристический кластер "Армянский Базар", образовательно-исследовательский комплекс "Лаборатория "НеоХим". Как участник созданных инновационных структур, наш город конкурентоспособен и открыт для привлечения инвесторов и внешней интеграции.