Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Триединство мира Мурата Джикаева

[B]70 лет автору национального герба Республики Северная Осетия – Алания[/B]

На отделении ИЗО и черчения факультета искусств СОГУ им. К. Л. Хетагурова существует давняя и славная традиция: тот, кто обучает студентов, сам должен быть признанным специалистом своего дела. К числу таких художников-педагогов относится заслуженный художник России и РСО–А, профессор кафедры изобразительного искусства и черчения СОГУ, автор Государственного герба РСО–А М.Ф. Джикаев. Художник яркого творческого дарования, особой эмоциональной наполненности, вобравший в себя не только своеобразное личностное видение окружающего мира, но и широту жанров изобразительного искусства. Графика, монументально-декоративное искусство, пейзаж, станковая живопись объединились в творчестве этого мастера.

В рисунках, пастели, композициях, полотнах, написанных маслом или темперой, мы видим удивительные превращения конкретных сцен и характеров, мимолетных ситуаций в наполненные неоднозначным внутренним содержанием завершенные художественные и психологические образы. Явлениями такого рода в нашем искусстве стали графические листы художника "Новодевичий монастырь", "Обнаженная", "Художник и модель", "Композиция", "Лето в горах", "Амазонка", "Горный пейзаж", "Весенний день", в которых наблюдения мастера кисти за фактами превратились в событийные и символические образы. Это произошло отчасти потому, что Мурат Джикаев принадлежит к типу художника-труженика и одновременно путешественника, который побывал во многих странах мира и субъектах страны и никогда не расставался с альбомом и карандашом, кистью и красками.

Это как нельзя лучше характеризует его как человека требовательного к себе, всегда ответственно относящегося к тому, чем он занимается. В его искусстве, а это еще и пейзажи, натюрморты, портреты современников и исторические персонажи, нет ни равнодушного созерцания, ни критического (либерального) осуждения окружающей действительности, а только желание познать и понять его во всем многообразии. В портретных образах он чаще всего изображает людей интересных и симпатичных ему, близких по духу. Это ученые Васо Абаев, Жорж Дюмезиль, актеры и композиторы Владимир Тхапсаев, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, художники Б. Дзиов, З. Абоев, Е. Абаев, Е. Гречкина, писатели Коста Хетагуров, Темирболат Мамсуров, Александр Пушкин, Шамиль Джикаев. Портреты отличаются точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики. Они идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты.

Яркой психологической насыщенностью наполнены портреты простых тружеников – Матвея Борадзова, Тото Джикаева, лесничего Сослана Рубаева, столяра, отца, брата Солтана, девушки из Тырныауза.

Еще более знаменательным оказалось то, что отмеченная направленность не только вернула искусству человека, но и распространилась на все его окружение, сообщила духовную ауру всему обиходному составу, задействованному в повседневной жизни. Образное сознание Мурата Джикаева пропитано своего рода глобальным национальным оптимизмом, несущим окружающему миру живительные импульсы духовной наполненности, отчего буквально все запечатленное на его работах претерпевает чудесное преображение. Даже тогда, когда изобразительный мотив остается местами без человеческих фигур. Как это, например, происходит в чистых пейзажах или графических листах. Потому художнику нет необходимости гнаться за велеречивыми сюжетами и эффектными героями. Он вводит в повествовательную канву своих произведений самые обыкновенные ситуации и житейские явления. Но воплощенные мудрой и талантливой кистью художника, они теряют свою обыденность, становятся чем-то необыкновенно значимым, вполне самодостаточным в повседневном временном потоке, превращаются в некие большие события, наделенные известной монументальной масштабностью.

Не следует забывать, что у Мурата Джикаева есть богатый опыт и в области создания монументальных композиций. Работая длительное время в различных организациях, сотрудничая с художественным фондом Союза художников республики, он осуществил большой цикл монументальных работ в Осетии. Это дома культуры, магазин "Союзпечати", библиотеки некоторых факультетов СОГУ. Благодаря тонкому чувству и деликатному отношению художника к своей работе его творения не только стали художественным обликом этих организаций, но и вошли в сознание их сотрудников как неотъемлемая часть жизни и деятельности названных учреждений. В них ему посчастливилось полноценно раскрыть и реализовать талант художника-монументалиста. Родная сторона на всю жизнь завладела воображением мастера промграфики. Люди, природа, историческое прошлое скифо-сармато-алан, горные вершины внесли в его творчество неожиданные образные краски, эмоциональные интонации, расширяя профессиональный спектр его искусства.

Живопись признанного художника за первые 17 лет текущего столетия в буквальном смысле живет цветом и светом – струится, пламенеет, лучится, сияет… Многие работы, выполненные за этот период, можно назвать приглашением к радости.

Разговор о художнике не будет полным, если не сказать несколько слов о его педагогической работе в двух крупнейших вузах республики. Мурат Джикаев – "ваковский" профессор кафедры "ИЗО и черчения" СОГУ и кафедры "Архитектуры" СКГМИ – с увлечением преподносит свое мастерство студентам – будущим художникам и архитекторам.

Мурат Джикаев – художник из поколения "семидесятников", оперирующий художественным образом. Он одновременно выступает в нескольких ипостасях: графике, живописи, педагогике, в последнее время еще и скульптуре. Художник остро чувствует драматизм и скоротечность времени, поэтому свои планы не откладывает "на завтра". Пласты реальности соединяются у него с фантазией и не дают погаснуть огню творчества. Мурат Джикаев отыскивает осколки смыслов культуры и трепетной рукой соединяет их в органическое единство. Художник со знанием дела отправляется сквозь время в поисках примет "золотого века" искусства. Поэтому сквозь рамки его полотен сверкают одновременно приметы прошлого и настоящего, на единстве которых прорастает новая классическая гармония. Эту особенность почувствовали почти все исследователи его творчества. Но самое главное в картинах Мурата Джикаева – высокая степень его влюбленности в этот мир. В тональности его лучших работ – лиризм, камерность и поэзия бытия. Это тихое восхищение миром, выраженное в красках. И триединство мира – жизнь, искусство, судьба – отвечает ему взаимностью.

Автор: Борис ХОЗИЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2453

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика