Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Ставка на учителя

[B]Образование всегда было и есть одна из самых динамично развивающихся сфер в обществе. Как только оно перестает играть на опережение и входит в стагнацию, то и все остальные процессы вокруг начинают выходить из строя. Одним из идейных катализаторов изменений в системе является комиссия Экспертного совета по вопросам государственной регламентации образовательной деятельности при Комитете Государственной думы по просвещению. В обновленный состав комиссии вошел и представитель Северной Осетии – кандидат исторических наук, человек с большим опытом работы в социальной сфере Рита Зелимхановна ФИДАРОВА. [/B]

Председателем комиссии Экспертного совета является первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по просвещению, академик Михаил Берулава. В состав совета вошли порядка тридцати корифеев образовательной системы, не первый год работающих в профильной сфере. В их числе – заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова, заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Рукавишников, являющийся статс-секретарем комиссии, президент Российского государственного педагогического университета, академик, профессор Геннадий Бордовский, ректор Московского госуниверситета пищевых производств, профессор Михаил Балыкин, ректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Борис Мартиросян и другие.

– Люди с богатым опытом работы в образовании, умеющие сочетать закалку советской школы и прогрессивное мышление, собрались вместе, чтобы не просто обсудить актуальные вопросы в этой сфере, но и подготовить работающие законопроекты, которые должны повлечь за собой улучшение качества образования. Ведь поставленная главой государства задача войти в число мировых лидеров по данному критерию – качеству образования – сама собой не решится, – рассказала Рита Фидарова в беседе после прошедшего заседания комиссии. – Безусловно, приятно оказаться среди таких профессионалов, которые держат руку на пульсе всех изменений, стараясь оперативно и, главное, эффективно отреагировать на них. Это видно по тем вопросам, которые поднимаются на заседаниях.

– Нас на самом деле ждут перемены: в чем-то закономерные, к которым мы готовились и шли целенаправленно, в чем-то непредвиденные – как исключение России и Белоруссии из Болонского образовательного процесса. И хотя в последнее время наши чиновники сами много говорили об этом, решение оказалось внезапным. Несомненно, мы найдем в этом и плюсы, и минусы для нашего высшего образования. Но сейчас, как мне кажется, нужно сделать акцент в первую очередь на подготовке педагогических кадров. Ведь кто, как не учителя, будут помогать нашим детям интегрироваться в обновленную систему образования разных уровней и успешно адаптироваться ко всем происходящим процессам.

– Действительно, свою работу комиссия ведет в непростое время, когда Запад во главе с США объявил нам блокаду, и основные трудности, как полагают эксперты, возникнут с решением цифровизации обучения. Санкции по информационным технологиям значительны, и, вероятно, нам придется скорректировать федеральные проекты нацпроекта "Образование". Меняться будут и локальные нормативные акты в образовательных организациях. И, как вы правильно заметили, на передовой всех этих процессов стоят педагоги. Проблема их подготовки на современном этапе уже вынесена на повестку. Но вся эта работа должна проводиться системно, а не в отрыве от других процессов.

Как отметила Рита Фидарова, ряд изменений в системе образования, которые мы наблюдаем сегодня, разрабатывались и готовились давно, и они никак не связаны с тем, откажемся мы от болонской системы окончательно или нет.

– Даже если мы с радостью встретили новость о том, что с 1 марта 2022 года государственная аккредитация вузов стала бессрочной, мы не должны забывать о мониторингах учебных заведений и ряде других важных показателей в университете, которые и должны регламентировать его мощность как высшей школы. Тем более сейчас наше внимание к качественным критериям должно быть особенно пристальным, ведь пандемия внесла серьезные изменения в учебный процесс. Не зря ректором МГУ Виктором Садовничим на совещании под руководством министра науки и высшего образования были четко сформулированы поручения по контролю качества образования. Мы же понимаем, что доковидные студенты, которые учились в нормальном режиме, ушли на дистант и потом вернулись – это одни студенты. А те, кто пришел в вуз во время ковида и практически не видел очную форму обучения, – совсем другие студенты. Разумеется, это касается всех специальностей и направлений подготовки, но я особый акцент делаю на будущих педагогах. Для нас очень важно знать, каких учителей мы готовим и какие педагоги придут в школу через 3–4 года.

– Ни для кого не новость, что качество подготовки педагогических кадров напрямую влияет на качество образования, на возможность раскрывать у наших детей их таланты и способности. И в этой связи, думается, одной из важных задач, которые должно сегодня решить Минпросвещения РФ, является воссоздание единого образовательного пространства. Можно ли об этом говорить, как об осязаемой реальности?

– В общем образовании уже многое сделано: в июле прошлого года были приняты обновленные стандарты начального общего и среднего общего образования, в которых зафиксированы конкретные требования к предметным результатам по уровням образования. В настоящее время разработано 38 рабочих программ для учителей, которые они могут брать из федерального банка, реестра и, не изобретая свои программы, использовать их в своей работе. Тем самым высвобождая свое время на работу с детьми, профессиональное саморазвитие и работу с родителями. Безусловно, говорить о воссоздании единого образовательного пространства невозможно без вопросов подготовки кадров – они и тут стоят во главе угла! По итогам широкомасштабного анализа Минпросвещения РФ видно, что в вузах колоссальные различия в объемах предметной и методической подготовки учителей, а также в объемах практики. При этом не все модели программ подготовки соответствуют запросам интересов общего образования. И нужно решать стратегическую задачу – обеспечение равного и, подчеркиваю, качественного уровня подготовки педагога в любом вузе страны. Только так мы сможем гарантировать единые высокие стандарты подготовки наших выпускников. И это будет способствовать той цели, которая поставлена Владимиром Путиным по вхождению системы образования России в десятку стран с самым высоким качеством.

При этом, как подчеркнула Рита Фидарова, помимо содержания, которое является основой, в педагогических вузах и на факультетах должна быть современная инфраструктура, отражающая все то новое, что есть на сегодня и в наших школах. И еще одним важным направлением, наряду с озвученными, является развитие научных исследований. Причем не формальных – ради отчета, а таких, которые в конечном итоге должны быть реализованы, а их результаты внедрены в практику образования.

– Важный вопрос – это привлечение в учительскую профессию мотивированных абитуриентов с хорошим качеством предметной подготовки. Поэтому в своем регионе мы должны продолжать активно поддерживать развитие сети психолого-педагогических классов, которая начала функционировать в стране с 2020 года. Понимая, что учитель-педагог – это в первую очередь носитель культурного кода ценностей и традиций, которые передаются будущим поколениям, мы еще со школьной скамьи должны вести и взращивать эти ценные кадры. И не стоит забывать о том, что система подготовки современного педагога должна носить опережающий характер, для ее совершенствования нам необходимо двигаться в разы быстрее. Те результаты, которые планируются сегодня, завтра уже могут быть не очень актуальны. Поэтому мы должны стараться гибко реагировать на все изменения в системе, ставить новые задачи для повышения качества образования.

– Когда мы говорим о современных условиях работы педагога, то не всегда озвучиваем качественно новую проблему, с которой система просвещения столкнулась впервые: знания перестали быть ценностью, которой владеет только учитель. Может, в этой связи, стоит пересмотреть и задачи, которые мы ставим сегодня перед учителями?

– В нынешнее время педагог должен передать ученику способность критически осмысливать те знания и информацию, которая сегодня буквально валится на него со всех сторон. Если учитель не сделал этого, то его миссия будет не полностью выполненной, а в чем-то даже неудачной. Конечно, сразу возникает вопрос: с помощью каких методик он должен привить эту способность? Да, есть набор неких профессиональных приемов, включающих психологические. Но этого недостаточно. Главное, учитель должен сам быть фундаментально подготовлен, его собственные знания должны позволять ему самому определять критерии к отбору информации. И мы должны заботиться как раз об этой фундаментальной подготовке, не позволяя ей сжиматься, условно, скажем, ввиду сокращения часов в образовательной программе. Потому что "понемногу обо всем" – это не то оружие, которое поможет учителю в решении качественно новых задач, стоящих перед ним.

– Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования требует достижения не только предметных, но и метапредметных результатов. Требует, чтобы в процесс обучения у детей формировались познавательные, регулятивные и коммуникативные умения. Но, к сожалению, с этим проблемы, поскольку учителя слабо подготовлены к тому, чтобы формировать эти умения. Нельзя ли выделить в педагогическом образовании особый блок выработки соответствующих компетенций у будущих учителей?

– С коллегами этот вопрос обсуждался на заседании комиссии. Он не такой простой, тем более что является вытекающим результатом из многолетних проблем в системе. И его решение будет неодномоментным. Одним из поступательных шагов является появление педагогических кванториумов, технопарков, которые призваны научить педагогов метапредметным компетенциям, потому что именно там сформировано пространство, где биолог, к примеру, изучает не просто биологию, оно гораздо шире.

– Понимание проблем – уже есть ключ к их решению. А есть какое-то конечное видение того, к чему мы должны прийти – хотя бы на каком-то из этапов внедрения всех предполагаемых решений? Только так, чтобы это была не утопия, а реальность, в которую завтра мы приведем своих детей.

– Вы же знаете, что 2023 год у нас в стране официально объявлен Годом педагога и наставника? Это еще один повод обратить внимание всего общества на значимость роли учителя. И сегодня мы говорим о том, что нам нужно в школе создать такую обстановку, чтобы именно личное участие каждого воспринималось в получении знаний от учителя к ученику. Мы с самого начала сказали, что должны думать о том, какие учителя придут в школу через 3 года. Да, нынешние выпускники придут через три–пять лет, но работать-то им 25–30 лет! То есть подготовка педагогических кадров сегодня задает вектор существования нашей страны на ближайшие несколько десятилетий. И то, насколько велика эта ответственность, мы должны осознавать, когда заводим речь о системе подготовки кадров. Ни Министерство просвещения, ни отдельная образовательная организация, ни мы с членами комиссии не решим проблему подготовки учителя. Это можно сделать только сообща и обществом в целом, потому что профессия учителя – она общественная. И на учителя влияет и то, какие социальные условия у него для работы созданы, и то, что показывают по телевизору… Поэтому, повторю еще раз, улучшать подготовку педагогических кадров, безусловно, нужно. Но с комплексным подходом как в системе образования, так и в государственном устройстве в целом.

Автор: М. ДОЛИНА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1130

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика