– Борис Георгиевич, поздравляем вас с новой крупной публикацией в таком авторитетном издании!
– Спасибо большое за внимание к моему труду, тем более что я оказался в книге единственным автором с Северного Кавказа.
– Приятно это слышать. А чему именно посвящены книга и конкретно – ваш раздел монографии?
– В книге анализируются факты и причины распространения экстремизма и терроризма на территории нашей страны в последние десятилетия, а также методы противодействия их разрушительной идеологии.
В своем разделе я рассматриваю названные проблемы в масштабе нашей республики, начиная с вооруженного конфликта в Пригородном районе в 1992 г. и заканчивая терактами 2000-х. К великому сожалению, в этом отношении Северная Осетия является одним из самых, если не самым пострадавшим, субъектом страны.
– Это действительно так, но в плане распространения экстремистских идей, тем более террористической деятельности, мы никак не можем выступать в качестве предмета для изучения.
– Именно это я и доказываю в своем разделе монографии: наша республика стала объектом для агрессии внешнего, в том числе международного, терроризма, а сотни ее жителей – жертвами и тысячи – пострадавшими. На территории самой Северной Осетии никогда не было и, уверен, не будет террористических организаций. Это в корне противоречит и нашему национальному характеру, и гражданскому правосознанию жителей республики.
Тем не менее нам нельзя благодушествовать и бездействовать. Экстремизм принимает самые разные обличья и порой хорошо маскируется под невинные на первый взгляд идеи. Они легко проникают в неокрепшие умы молодежи, особенно на фоне неблагоприятных внешних условий.
– О чем именно вы говорите?
– Во-первых, власть, общество должны хорошо понимать, откуда исходит угроза стабильности и миру в республике, что является источниками экстремизма. Это радикальные религиозные, националистические и политические идеи.
Во-вторых, это условия, которые способствуют распространению и укреплению этих идей в определенных группах. К ним относятся неудовлетворенность граждан материальным и социальным положением, чувство ущемленности в своих правах, стремление исправить ситуацию.
Это могут быть и привитые чувства ненависти к "иным" – иноверцам, инородцам, инакомыслящим.., непризнания и унижения их человеческого достоинства на фоне собственного мнимого превосходства в своих же глазах. Самый ужасный пример этого – немецкий фашизм 30–40-х годов, а на наших глазах то же самое сегодня происходит на Украине. Там из довольно безобидного бытового национализма вырастили оголтелый бесчеловечный неофашизм.
Наконец, конкретными причинами возникновения всего перечисленного выступают социальное неравенство, идейное и криминальное давление на сознание, слабая воспитательная и контрпропагандистская работа с молодежью и взрослым населением…
– Какие из этих факторов присутствуют в нашей республике?
– Из негативных факторов – крайне мало и в низкой степени выраженности. К счастью, у нас все еще очень значительна роль традиционных институтов общества – семьи и авторитета старших. В Осетии сильны традиции дружеского совместного проживания представителей разных народов, религий и конфессий. У нас практически отсутствует религиозный экстремизм.
Кроме того, государственные институты проводят большую работу по противодействию распространению экстремистских воззрений и воспитанию молодежи в духе тех традиционных идей и ценностей, о которых я сказал выше.
Наконец, наше общество получило мощнейший иммунитет против терроризма, к великому сожалению, ценой больших жертв и страданий.
И все же, как я уже говорил, это не повод для самоуспокоения и пускания всего на самотек. Как видим, враги нашей страны не только не оставляют попытки развалить ее изнутри, но и постоянно усиливают их. И идеологическая подрывная работа выходит здесь на первое место.
– Что мы можем и должны противопоставить ей?
– Многое. И главное – соблюдать баланс в применении мер идейного характера, в том числе в материальной сфере, для искоренения условий и причин радикализации части нашего общества. Я говорю о верховенстве закона и реальном равенстве всех перед ним, о неуклонном следовании курсом на создание социального государства, справедливой и эффективной политике в области национальных и религиозных отношений.
Все это в большей или меньшей мере у нашего государства есть, но необходимо и дальше наращивать имеющийся потенциал, учитывать и обогащать полученный огромными жертвами опыт борьбы с экстремизмом и гармонизации социальных отношений в обществе.