МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Андрей ШВЕЦОВ, заместитель министра образования и науки РСО–А:
– Вопрос довольно-таки всесторонний. Есть как внешние факторы, так и внутренние, поэтому направлений очень много. Здесь надо говорить и о составе педагогов, об их подготовке, и о материально-техническом обеспечении образовательного процесса, его информационно-методическом обеспечении, о технологиях, которые используются в образовании и воспитании учащихся. Это и нормативно-правовая база, и то, насколько качественно выстроен образовательный процесс, и так далее. Хороший урок – это и есть залог качественного обучения в школе.
Качество образования – это совокупное понятие, которое складывается из многих направлений: содержательные методологические, дидактические процессы, как они выстроены, как они влияют на качество знаний учеников. Важны и социальные условия. Это семья, общество, запросы, которые возникают внутри семьи, внутри общества. Немаловажную роль играет и то, как выстроена связь родитель–учитель–ученик.
Арсен КОРНАЕВ, замначальника управления образования г. Владикавказа:
– "Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно". Так когда-то сказал Р.Киплинг, и с этими словами трудно не согласиться.
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений г. Владикавказа. Каждый учитель ищет пути ее решения по-своему.
Качество знаний – одна из основных задач, включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков.
Показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.
Качество и уровень обучения во многом зависят от мастерства преподавателя и от подготовки его к каждому конкретному уроку.
В качественном обучении нет единого готового рецепта.
Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания – вот такой бесспорный вывод, с которым, я думаю, каждый из нас согласится.
Казбек КАДИЕВ, директор Моздокского аграрно-промышленного техникума:
– На качество среднего профессионального образования влияет квалификация педагогов и мастеров производственного обучения. Каждый из них сегодня – ценный кадр. Необходимо нам также постоянное обновление материально-технической базы – за последним словом науки и техники надо бы успевать… И речь не только о компьютерах. Недавно нам удалось приобрести два новых трактора. И ещё важнейшая составляющая качества обучения и подготовки специалистов – это тесная связь со школами для создания мотивации к будущим профессиям. У нас есть график: каждую субботу приезжает одна из школ района, и наши мастера и студенты дают мастер-классы. Так, уже обкатали новые трактора, продемонстрировали для юношей их возможности. Мастер-классы показали и для будущих строителей, поваров, пекарей, а также для тех, кто хотел бы стать педагогом. Принцип "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" (в нашем случае – практика) как нельзя эффективнее влияет на качество образования.
Леонид КАНОКОВ, преподаватель вуза:
– По моему мнению, за качество образования отвечают три основных его составляющих: мотивация педагога, мотивация студента и инфраструктура.
Уходит, к сожалению, поколение хорошо подготовленных и мотивированных педагогов, профессионалов и специалистов своего дела. Им на смену приходят более молодые кадры, которые, с одной стороны, имеют более слабую подготовку, с другой стороны – вся их изначально слабая мотивация на корню "зарублена" необходимостью написания и заполнения огромного числа отчетов, журналов и прочих бумажек вместо реальной работы с обучающимися, а также невысокой заработной платой.
Современные же обучающиеся уже очень хорошо осведомлены о системе подушевого финансирования, благодаря чему их не отчисляют ни за пропуски занятий, ни за несданную сессию. Дело доходит до абсурда, когда студент, не появляясь годами на занятиях, в итоге как-то все равно получает диплом.
Что касается вопроса материально-технического обеспечения учебного процесса – возраст лабораторной базы многих вузов исчисляется десятилетиями, в них почти не осталось лаборантов и инженеров, обслуживающих, ремонтирующих данную технику, которая на 80% пребывает в нерабочем состоянии и поддерживается "на плаву" только силами энтузиастов-преподавателей за свой счет.
И без кардинальных реформ системы образования в целом – качество образования в кратко- и среднесрочной перспективах будет снижаться и далее.
Нина ДЗУГКОЕВА, зам. директора по УПР ГБПОУ ВМТ им. Г. Калоева:
– Качество образования, в частности в системе среднего профессионального образования (СПО), приобретает особое значение, поскольку оно напрямую влияет на подготовку квалифицированных специалистов, способных отвечать требованиям современного рынка труда.
Что влияет на качество образования? Это сложный вопрос с множеством взаимосвязанных факторов. Ключевую роль играет квалификация и мотивация преподавателей, мастеров производственного обучения, их способность адаптироваться к современным методикам и потребностям обучающихся. Не менее важны условия обучения: оснащенность кабинетов и мастерских, доступность материалов, психологический климат.
Активное участие родителей в образовательном процессе, их поддержка и заинтересованность в успехах ребенка значительно повышают эффективность обучения. Системные реформы, направленные на улучшение учебных программ и обновление материальной базы, также оказывают существенное влияние.
Александр МАЗКО, доцент кафедры "Нефтегазовое дело", СКГМИ:
– На качество образования в первую очередь влияет желание студентов учиться. Профиль преподавателей должен соответствовать их направлению преподавания. И, конечно же, для естественнонаучных и технических специальностей необходимо техническое оборудование для лабораторных исследований.
АЛАН Б., родитель первоклассника:
– Я считаю, что образование – это процесс воспитания и обучения. Исходя из этого определения, на мой взгляд, на качество образования влияет: компетентность педагогов; материально-техническая база школы.
Все мероприятия, проводимые для "галочки", вся возня с документами и несметным количеством интернет-ресурсов, где нужно проходить регистрацию и проявлять активность и ученикам, и учителям, и родителям – все это, считаю, отрицательно влияет на качество образования.
Валентина КИБИЗОВА, преподаватель физики:
– В группе есть "звездочки", которым ходить на занятия – это просто даром терять время, так как они-то понимают все с "полуслова". А есть и слабенькие, которые, если приходят на занятия, то могут выполнять роль "тормоза" для всей группы. В результате, поскольку вузы студентов отчислять не готовы, программа обучения у "среднего" преподавателя постепенно "облегчается".
Кроме того, появляются отдельные группы (с недавнего времени), которые просто не готовы работать на занятиях. В этом случае основные усилия преподавателя уходят на поддержание хотя бы подобия какой-то дисциплины. В итоге общее качество преподавания снижается.