Мы каждый день ходим в магазины и уже по привычному для нас сценарию покупаем нужные нам продукты. Берем пакеты и идем домой с дальнейшими планами на день. Но мало кто обращает внимание, что в магазине за прилавком стоят не просто продавцы, а люди, которые все умеют и все успевают. К нашему приходу появляются ценники, аккуратно разложен товар, кругом порядок. А в маленьких магазинах продавцы умудряются и производить расфасовку товара, и обслуживать покупателей. В России День работников торговли отмечается каждую четвертую субботу июля. В 2018 году праздник выпадает на 28 июля. Накануне Дня торговля мы поговорили с Нелли Владимировной Скобкаревой, которая как никто знает, что такое быть продавцом:
– Здравствуйте, Нелли Владимировна. Если бы у вас была возможность выбрать профессию заново, кем бы вы стали?
– У меня с детства необъяснимая симпатия к торговле. Помню, как мы, будучи маленькими, строили "магазины" из кирпичиков и деревяшек, создавая своеобразные прилавки. Интерес с детсадовского возраста перерос во взрослую жизнь.
– Сколько лет вы занимаетесь торговлей?
– Наверное, уже более 20 лет. Еще работая на заводе, подрабатывала продавцом. Потом и вовсе ушла с производства, так как намечалось сокращение, и добираться до места работы было неудобно. Первое время на новом рабочем месте было очень трудно из-за усталости. Не было сил даже на то, чтобы нормально поесть. А потом втянулась.
– Какие отношения у вас сложились с коллективом, местными покупателями?
– Когда коллеги по работе приятные люди, работать гораздо проще. Например, сейчас у нас прекрасный коллектив. Я точно могу на них рассчитывать. К нам ходит уже свой сложившийся круг покупателей. Просрочка и обман – точно не про нас. Да и хозяева магазина всегда придерживаются честного обслуживания. Особенно приятно слышать от людей, что они нам доверяют. Маленьких детишек родители отправляют к нам за конфетами, а местные с удовольствием ходят к нам.
– Неужели по работе не встречаются конфликтные люди?
– Бывают, конечно. Но мы стараемся сглаживать все неприятные моменты. Мы терпеливы. Все свои внутренние порывы сдерживаем внутри, чтобы на других людей не выливался негатив. Многие удивляются нашему умению обслуживать конфликтных покупателей. Ну, а что нам остается делать? Человека обидеть ведь совсем не хочется.
– Ваша семья наверняка рада, что вы продавец, особенно внуки?
– У меня небольшая семья. Есть сын, два любимых внука. Часто балую внучат сладким. Большого капитала в торговле я так и не накопила, но ребят побаловать подарочками хочется. Когда внуки меня хвалят, они всегда мне говорят, что я не хорошая бабушка, а классная, – улыбается Нелли Владимировна.
– Бывают курьезные случаи на работе?
– Ага, вот просят, например, шоколадку. Я выкладываю весь наш "шоколадный арсенал", а человек хочет и не большую и не маленькую: "Средняя у вас есть?". Добродушно смеемся после таких желаний.
– Работа работой, а на хобби время остается?
– Всегда были друзья и свой большой круг общения. Дружу со многими еще с того времени, когда мы водили своих детей в садики, потом присматривали за детьми в школах, затем в институте. По сей день стараемся собираться с семьями, внуками. Для этого обязательно нужно находить время.
На вопрос о пожеланиях для работников торговли к профессиональному празднику Нелли Владимировна долго не думала. Умение правильно понять желание и грамотно обслужить человека – талант. А для этого необходимо терпение. Именно его и пожелала Нелли Владимировна коллегам по профессии.
Уходя из местного магазинчика, я на миг остановилась и посмотрела на Нелли Владимировну, которая несколько минут назад разговаривала со мной, а уже сейчас обслуживала новых посетителей. Движения ее были быстрыми, четкими. Одновременно она внимательно слушала покупателей и нажимала на кнопки калькулятора. Удивительная собранность и самоконтроль.