Им и посвящен День психолога, который в России отмечается 22 ноября. В помощи этого специалиста нуждаются не только взрослые, но и дети, нервная система которых еще не установлена, поэтому сейчас ни одно учебное заведение не обходится без психологов.
В Садовской школе помогала детям найти общий язык с преподавателями и разобраться с проблемами Оксана Ивановна Цымбаленко – понимающая, доброжелательная и всегда улыбчивая педагог-психолог. Ее добрые глаза и нужные слова поддержки не один год наставляли учеников "на путь истинный" и выручали учителей.
– Оксана Ивановна, какой у вас стаж педагога-психолога?
– Я проработала педагогом – психологом 6 лет. За это время произошло немало событий, в которых дети не знали, к кому обратиться и где найти поддержку, и тогда они приходили ко мне. Случаи были разные, но вместе мы со всем всегда справлялись.
– Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой?
– Конечно же, в первую очередь это изучение личности учащихся и ученических коллективов, поиск индивидуального подхода к каждому ученику, помощь в преодолении трудностей в обучении. Особенно важно в моей профессии своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении и так далее.
– В чем заключается работа школьного психолога?
– Школьный психолог создает комфортную обстановку в школьной среде, обеспечивая тем самым успешную социализацию учащихся. Помогает педагогам в решении возникающих проблем. Занимается просветительской деятельностью, как учащихся, так и их родителей. Участвует в работе методических объединений.
– Как вы считаете, необходим ли сейчас в школах психолог?
– Сегодня психолог не просто необходим, а незаменим, в частности, в школах. Школьный психолог является связующим звеном между родителями, педагогами и детьми. Он не просто помогает в решении проблем, но и устраняет всевозможные конфликты и, как я уже говорила раньше, создает комфортную обстановку в школе, что было бы сложнее сделать без школьного психолога.
– В чем сложности работы школьного психолога?
– Не побоюсь сказать, что психолог – одна из самых сложных профессий, с огромным количеством деталей и тонкостей. Психолог обязан найти подход к каждому ребенку, что не всегда удается с первого раза, ведь все дети разные. В последнее время все сложнее стало находить общий язык с родителями. Также могут возникнуть трудности в отсутствии специального диагностического материала.
– Нужно ли обращаться к школьным психологам и психологам вообще? Почему?
– Безусловно, да. К психологам нужно обращаться. Прежде всего это люди, которые вас выслушают и поддержат, постараются оказать квалифицированную помощь. Очень часто, из-за загруженности родителей и по многим другим причинам, детям в семье не хватает внимания. Также не всегда и не все ребенок может рассказать маме или папе, боясь последствий. Во всех этих случаях помогут психологи, именно поэтому обращаться к ним необходимо.
– Боятся ли дети посещать школьных психологов?
– На моей практике я редко встречала детей, которые бы боялись придти ко мне. Они знают, что от психолога всегда получат понимание и необходимую помощь, поэтому периодически ребята заглядывали в мой кабинет за доверительной беседой и словами поддержки.
– Есть ли гарантия того, что ваша беседа с ребенком останется в тайне?
– Конечно. Все консультации, кто бы ни пришел, держатся в секрете – это этика психолога. Ребята могут обратиться с разными вопросами – как преодолеть сложности в общении со сверстниками, рассказать о конфликте с учителями и родителями, спросить, как развивать те или иные личностные качества, как успокоиться на экзамене, как сдерживать свое раздражение и гнев и другими – все останется в стенах кабинета.
– Ведете ли вы работу с учениками старших классов, которые боятся сдавать ГИА?
– Каждый год мы проводим тестирование 9-11 классов на выявление уровня тревожности, групповые занятия, индивидуальные консультации для тех, кто в этом нуждается. Задача педагога-психолога – снять тревожность, повысить самооценку ребенку, сделать все, чтобы страхи ушли. На родительских собраниях я раздаю памятки: как родителям помочь своим детям.
– Сложно ли это – быть школьным психологом?
– Сложно. Интересно. Школьным психологом, в первую очередь, должен быть неравнодушный человек, сопереживающий и сочувствующий! Только такой психолог может по праву считаться специалистом. Невозможно провести доверительную беседу с ребенком, если он будет видеть, что вы равнодушны к его проблеме. Точно так же необходимо работать и со взрослыми. Все мы хотим понимания.
– Какие советы вы можете дать детям и их родителям на оставшийся учебный год?
– Совет родителям: старайтесь выстраивать отношения с ребенком на доверии. Беседуйте с ним, открывайте души. Ребенок никогда не свяжется с плохой компанией, если будет чувствовать доверие родителей! И еще: никогда не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще. Нужно научиться просить прощение друг у друга: детям у родителей, родителям у детей. Только так в ваших семьях всегда будет гармония и взаимопонимание!