Рука об руку с творчеством
Согласитесь, всегда приятно и радостно на душе за своего земляка, который победил на конкурсе, добился успеха, прославил своим трудом, умом, творчеством родной край. Конечно, газета "Собеседник" не могла не встретиться с призером финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" в 2014 году Светланой Геннадьевной Осиповой.
Светлана Геннадьевна работает в Кетовской средней школе имени контр-адмирала Иванова В.Ф. много лет, обучает ребятишек начальных классов правильно писать, считать, осваивая азы арифметики, складно выстраивать в ряд буквы, слоги и вместе радоваться каждому вновь узнанному слову. Одним из любимейших предметов у подопечных С.Г. Осиповой, как впрочем, и ее самой, является Окружающий мир. Именно на этих уроках младшие школьники с любопытством познают разнообразие природы, делают первые шаги на пути к наукам, сами исследуют, наблюдают, описывают, делают выводы, а педагог мастерски дает возможность ребятам проявить творчество, смекалку. Именно такой, можно сказать, научный подход использовали, когда рассматривали тему "Грибы": ребята выращивали плесень, изучали под микроскопом ее строение, выясняли, что это определенный представитель особого царства живой природы – гриб. По тому, как ученики увлеченно проводили опыты, рассуждали, высказывали предположения, а затем их доказывали или опровергали, было понятно, что урок удался.
На пути к конкурсу
Конкурс педагогического профмастерства "Мой лучший урок" проводился уже в девятый раз и собрал в Москве учителей со всей России. В 2014 году демонстрировали свое мастерство 140 человек. Конечно же, к такому серьезному испытанию Светлана Геннадьевна начала готовиться заранее.
– Участвовать в конкурсе такого масштаба, возможно, я самостоятельно и не рискнула бы, но меня вдохновила Наталья Ивановна Яговитина, заместитель директора школы по учебной деятельности. Именно она посоветовала отправить заявку. Вместе с Лидией Васильевной Безбородовой они вселили уверенность. Одобрил такое решение и директор школы А.К. Казантаев, помогала в организационных вопросах и Людмила Александровна Лысенко. Для меня, как для учителя, конкурс педмастерства очень значим, ведь это не только испытание, это и огромный опыт, возможность общения с коллегами по цеху практически со всех российских городов. Надеюсь, что мои знания и опыт очень пригодятся в дальнейшей работе в школе. Самые искренние и добрые слова благодарности заслуживают глава Кетовского района Александр Носков, предприниматели Виталий Шишов, Павел Быков, председатель СПК "Невский" Андрей Соцких, глава Кетовского сельсовета Алексей Иванов, которые не просто оказали материальную поддержку, а своей помощью, можно сказать, благословили на успех, – рассказывает С.Г. Осипова.
Однако проявить неравнодушие и участие под силу не всем. Когда был пройден этап отбора работ (а их было несколько сотен), присланных на конкурс, и разработка урока нашего педагога, полностью соответствуя предъявляемым требованиям, набрала необходимое количество баллов, мою собеседницу пригласили в Москву. Обращение за поддержкой в районное управление народного образования в организации поездки и возможности участия в финале педагогического конкурса от Кетовского района (С.Г. Осипова была единственной участницей не только от района, но и от Курганской области) положительного ответа не получило.
Взять ответственность на себя как отправляющей организации отказались. Стоит ли говорить, что руководство районного УНО – это те, кто, по сути, должны способствовать улучшению образования детей в школе, повышению квалификации педагогов, поддерживать их самообразование. Соответственно, Светлане Геннадьевне было отказано и не полагались командировочные и сопроводительные документы.
К счастью, добрые пожелания коллег по школе подбодрили конкурсантку, а профсоюзный лидер педагогов Галина Колесникова помогла с оформлением некоторых официальных бумаг.
Шаги к успеху
Впереди был сам конкурс. Москва встретила нашу учительницу гостеприимно: незнакомые люди подсказали, на какой остановке сойти, помогли отыскать гостиницу, удобно расположиться. Конкурсные выступления проходили в академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
Для удобства всех конкурсантов разделили на три группы. В течение двух дней они защищали свои уроки перед жюри. Поскольку главными организаторами этого конкурса являются Благотворительный фонд наследия Менделеева, российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, МГУ им. Ломоносова, редакция журнала "Вестник образования России", при поддержке Министерства образования и науки РФ, то в состав жюри вошли представители этих ведомств и учреждений.
– Я представляла презентацию своего урока в первый день. Конечно, психологически не просто было: оценивали высокие профессионалы, достойные люди, многие из них заслуженные учителя России, здесь же были и остальные конкурсанты из нашей группы – довольно значимая и серьезная аудитория, – делится С.Г. Осипова. – Работы были представлены самые разные: от интегрированных уроков до разработок занятий с группой продленного дня. Это, конечно, огромный багаж находок, я рада, что мне удалось побывать, познакомиться с коллегами из других областей. Помимо конкурсного испытания в программу входили и другие мероприятия. Мы посетили уроки учителей лучших школ Москвы. Школы, где нам представляли уроки, поражают своей ухоженностью и оснащением. Есть, чему поучиться у Веры Алексеевны Илюхиной, директора одной из столичных школ, талантливого педагога, умеющего мобилизовать личностный потенциал ребенка. Она – автор уникальной методики "Письмо с секретом". Работая с первоклассниками, оттачивая правильное написание элементов букв, Вера Алексеевна вырабатывает у детей красивый почерк. Мы посмотрели ученические тетради – почерк у всех как один – ровный, красивый. Ее школа – это царство уюта и творчества: зимний сад, аквариумы, выставки ребят, тренажеры и т. д. На уроках ребята используют макбуки (индивидуальные учебные ноутбуки), ведутся только электронные журналы, во всех кабинетах интерактивные доски. Отдельно несколько слов о питании школьников – только горячие обеды – первое, второе, третье блюда и обязательно на столах фрукты.
Очень понравились занятия Ирины Кремлевой: урок как песня, полное взаимопонимание с учениками, готового материала не дается, идет не поучение, а общение,– рассказывает С.Г. Осипова.
Кроме этого перед финалистами конкурса с интересными лекциями, касающимися использования системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, выступил директор Центра образования г. Москвы Евгений Ямбург. В так называемой "Школе Ямбурга" педагоги – большие таланты, и их заслуга в том, что они вовлекают и детей в творчество. Евгений Александрович – автор многих не только научных публикаций, но и книг, в которых представлены притчи – забавные и грустные, порой драматичные школьные истории.
Пригодятся педагогам толковые советы академика РАО, доктора педагогических наук Марка Поташника. В то же время много и критических замечаний выслушали от него учителя.
Успех и поощрение
Кажется, с космической скоростью пролетели семь декабрьских дней Светланы Осиповой в столице, настолько программа конкурса была насыщена. Столько впечатлений, еще больше информации, которую нужно "переварить", взять на вооружение в своей работе, и, конечно, некоторое удовлетворение. По результатам конкурса Светлана Осипова награждена Почетной грамотой за III место в финале Всероссийского профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" за подписью руководителей Министерства образования и науки РФ, Московского педагогического госуниверситета, и учредителей конкурса. Кроме того, Светлане Геннадьевне вручили медаль "За успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения", а также – сертификат "Развитие естественно-научных способностей обучающихся на уроках Окружающего мира и технологии в начальных классах" и удостоверение о повышении квалификации в г. Москве в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева по программе "Современный урок в условиях перехода на ФГОСы нового поколения".
Согласитесь, приятно, что наших детей обучает творческий педагог, способный к развитию, компетентность которого подтвердили на всероссийском конкурсе. Думаю, что многие наши учителя наделены высокими профессиональными и духовными качествами, умеют талантливо работать, они-то и поднимают престиж профессии педагога.