Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Газета Кетовского района Курганской области

641310, Курганская область, с. Кетово, ул. Советская, д. 55,
телефон: (35231) 2-34-70
e-mail: gsob@mail.ru

Путь к философии

свободной и прекрасной

Философская мысль, ставшая колыбелью современных наук, зародилась более двух с половиной тысяч лет назад в античной Греции, Древней Индии и Китае. В отличие от самой философии, традиция празднования посвященного ей дня появилась совсем недавно: в 2002 году по инициативе международной организации ЮНЕСКО третий четверг ноября был объявлен всемирным днем философии.

Моими собеседниками в этот день стали сотрудники кафедры философии и истории Курганской государственной сельхозакадемии: старший преподаватель Ольга Шагиева и кандидаты философских наук, доценты Лута Цибаев, Людмила Яперова и Александр Лохов – оптимистичные и остроумные, блестяще владеющие материалом педагоги. Если сложить годы, которые каждый из них посвятил изучению и преподаванию философии, получится весьма внушительная, даже по историческим меркам, цифра – 150 лет.

Александр Лохов – выпускник философского факультета Ленинградского университета. Его решение идти вслед за Аристотелем и Кантом спустя пять лет после окончания школы было серьезным и обдуманным. Еще в старших классах юному Александру хотелось увидеть мир во всем его многообразии: интересовали и природа, и естественное устройство, и сам человек. Но в то время предпосылки философского осмысления действительности оказались неосознанными и он, по примеру сверстников, поступил в один из технических ВУЗов Новосибирска. Уже на первом курсе Александр Лохов остро ощутил нехватку фундаментальных знаний:

– Все знания были прикладными, нацеленными на использование, – вспоминает Александр Георгиевич. – Нам постоянно не хватало времени на вскрытие причин и основ. Впрочем, считалось, что будущим инженерам это и не нужно.

В это же время студент-первокурсник, в душе которого рождалось философское вопрошание, знакомится с кинокартиной Сергея Герасимова "У озера", буквально перевернувшей его мировоззрение:

– Этот фильм меня просто потряс отношением человека к собственной жизни, – рассказывает мой собеседник, – Что собой представляет мир и кто такой я в этом мире? Для чего я существую? Где мои границы?

В своем стремлении отыскать ответы на предельные для человека вопросы Александр Георгиевич совершил резкий поворот в собственной жизни и после окончания первого курса решил не продолжать учебу в Новосибирске. Его ждала армия, служба в воздушно-десантных войсках. Но даже здесь увлеченным наукой солдатам в свободное время удавалось решать задачи по математике и физике. Демобилизовавшись, Александр уехал в Ленинград – город, в котором он никогда не был. Именно здесь находился факультет, открывающий двери в мир свободной и прекрасной философии. Два года ушло на подготовку к экзаменам. Все это время бывший десантник проработал на заводе "Ленметростроя", в свободное время изучая необходимые для сдачи экзаменов дисциплины.

После окончания университета Александр Лохов вернулся в Курган и поступил на работу в сельхозинститут. С тех пор он преподает философию студентам, а также читает курс философии техники для аспирантов. Александр Георгиевич, всегда жизнерадостный и увлеченный предметом, остается верен своим принципам изложения материала, главными из которых являются логичность и доступность для восприятия:

– Студент ВУЗа – это будущий интеллигент, то есть человек, профессионально занимающийся интеллектуальной деятельностью, – подчеркивает доцент Лохов, – Множество философских функций связано, прежде всего, с интеллектуальной деятельностью человека. "Многознание уму не научает", говорил Гераклит. А философия как раз и учит человека думать, перерабатывать массивы информации. В этом случает необходимо применять особые методы (здесь будет востребована методологическая функция философии), грамотно выстроить мышление (логика), видеть явления в развитии (диалектика) и вписывать объекты своих размышлений в систему других объектов, то есть представлять себе некую картину мира.

Друг и коллега Александра Георгиевича Лута Цибаев, ныне возглавляющий коллектив кафедры, поступил на философский факультет Уральского университета спустя пять лет после окончания школы, отслужив в армии и успев поработать.

– Сейчас сложно сказать, почему я выбрал именно философский факультет, – вспоминает Лута Хувайдович, – знал, что хочу изучать гуманитарные дисциплины и в какой-то момент даже мечтал стать археологом.

Еще школьником Лута Цибаев столкнулся с трудностями восприятия философского языка. Одноклассник подарил ему "Логику" Гегеля – текст, в котором каждое слово по отдельности было понятным, но сама авторская мысль оставалась не ясна. Эта ситуация чрезвычайно заинтересовала любознательного юношу. Наверное, это и было предвестником его философских устремлений.

– Мы иногда забываем первоначальный смысл слова "философия", – размышляет Лута Хувайдович, – философия – это любовь к мудрости. Но любовь не бывает мотивированной. Любовь – самое свободное чувство. Заставить или научить любить нельзя. Здесь сокрыта проблема преподавания нашей дисциплины, – продолжает ученый, – мы хотим научить философствованию, но это в принципе невозможно. Во-первых, необходимо знание философского языка, чего у студентов нет и быть не может. Во-вторых, в 18-19 лет у юношей и девушек нет никакого философского вопрошания. Платон недаром говорил, что человек должен подступаться к изучению философии только после 50 лет. Поэтому для студентов философия зачастую остается, с одной стороны, чем-то чуждым и навязанным, а с другой, непонятным и бесполезным. Во все времена философствовало абсолютное меньшинство людей, философская мысль никогда не была доступна массам. Так и должно быть: если все станут философствовать, кто же будет выращивать хлеб? Философия нужна тем, у кого уже есть вопрошание. Если студент задается философскими вопросами, тогда встреча с преподавателем будет продуктивной, – подчеркивает Лута Хувайдович.

Вопрос, почему люди философствуют, сам издавна является темой философских размышлений о человеке, его сущности и предельных возможностях. Отвечая на него, Лута Цибаев приводит мнения крупнейших мыслителей человечества:

– Древние греки считали, что человек по природе своей стремится познать истину. Иммануил Кант по этому поводу сказал, что трагедия человека заключается в том, что он задает себе вопросы, которые не должен задавать. Философские вопросы – те, на которые нет общезначимого, достоверного и однозначно ответа. В разное время разные философы дают свои ответы на вечные вопросы, – завершает ученый свой увлекательный рассказ.

Лута Хувайдович более тридцати лет преподает в Курганской сельхозакадемии. Занимаясь проблемами социальной философии, он также читает курсы политологии и социологии, пользуясь большим авторитетом среди студентов и коллег.

Людмила Яперова, доцент кафедры философии и истории, вспоминая о выборе собственного пути, начинает с рассказа о школьных годах. В тот период ее главным увлечением стала астрономия. Интерес к космическим явлениям был настолько серьезным, что многим, и, прежде всего, ей самой казалось, что астрономия и станет делом всей жизни. В девятый класс Людмила поступила в знаменитую свердловскую школу № 9:

– Новые замечательные учителя, а также трудности переходного периода на какое-то время отвлекли меня от мыслей о будущей специальности, – рассказывает Людмила Павловна, – когда подошло время выбора, я обнаружила, что от космических расстояний, измеряемых в световых годах и парсеках, мне как-то неуютно и даже тоскливо. Бесконечность по-прежнему волновала меня, но иная (не чисто количественная). Искомую бесконечность я нашла в философии. Другое дело, что астрономом можно стать, а философом нужно родиться, – продолжает Людмила Яперова. – Конечно же, я не родилась философом, а только служу философии в меру своих возможностей. Я согласна с русским мыслителем Владимиром Соловьевым в том, что философия впервые возвестила человечеству его свободу и что именно она делает человека вполне человеком.

Эту мысль великого русского философа приводит в своем интервью и Ольга Шагиева, которая, подобно своим коллегам, много лет назад выбрала для поступления философский факультет Уральского университета. Этот шаг был случайным, но оказался верным и, более того, судьбоносным. Годы учебы в университете сохранились в памяти яркими и незабываемыми страницами юности.

– На философском факультете всегда царил дух свободомыслия, даже в советские времена, – вспоминает педагог. – Преподаватели и студенты были единомышленниками, вместе искали ответы на сложные вопросы бытия. Этот процесс взаимного обучения можно назвать сотворчеством. Философия научила нас толерантности, уважению к личности, что очень важно в работе со студентами.

Ольга Леонидовна преподает в сельхозакадемии с 1984 года, все это время читая курсы философии, социологии и культурологи. Утонченная и женственная, она и в ходе интервью остается собой, размышляя о роли прекрасной половины человечества в истории философской мысли:

– Если посмотреть на историю развития философии, – рассказывает моя собеседница, – в ряду великих имен нет ни одного женского. Мне кажется, что за всеми крупными философами стояли женщины. Женщина, быть может и не создает философскую картину мира, подобно великим мужчинам, но она привносит в нее свои краски, это может быть изящная мысль или особый эмоциональный настрой.

В жизни Ольги Шагиевой гармонично сочетаются преподавание и сам процесс философствования.

– Философия – это, прежде всего, философствование, – подчеркивает Ольга Леонидовна, – процесс философствования и преподавание для меня неразделимы. Если преподавание ограничено образовательными программами и стандартами, то сам процесс философствования свободен. "Философия – это сознание вслух", – говорил Мераб Мамардашвили.

Древние греки ценили философов не только за их учения, но и за то, что они живут в соответствии со своими идеями, рассказал в ходе интервью Л.Х. Цибаев. В современном мире жить в соответствии со своими философскими взглядами почти невозможно. Поэтому мои сегодняшние собеседники и называют себя только преподавателями философии. Осмелившись высказать свое мнение, я подчеркну, что рассвет их научной и педагогической деятельности совпал с периодом перестройки. И каждый из них, оказавшись вместе со всей страной в водовороте стремительных и противоречивых перемен, остался верен своей благородной профессии, не поддавшись искушению сиюминутных, преходящих ценностей. Это ли не достойный пример служения философии.

Автор: Ксения Кладова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1425

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика