В системе образования нашего района работают 855 педагогов. В преддверии этого поистине народного праздника мы побывали в Садовской школе.
На плечах учителей – забота о воспитании и образовании детей. Ярким примером интеллектуальной плеяды служит моя собеседница – Мария Александровна Князева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики. Педагогам точных наук присуще все свои знания, материалы держать систематизированно, выстраивать в определенные схемы. Это, думаю, очень помогает разрабатывать программы, определять основные направления учебно-методической работы, что с успехом и делает Мария Александровна.
– В наше время преобладания компьютерных технологий молодое поколение объято слишком большой информационной средой, – считает М.А. Князева, – и важно взять из инфопотока нужное, свое то, что пригодится, что не засоряет детский ум, а дает толчок его развитию.
Важно выявить в каждом ребенке способности, развить их для дальнейшей профессиональной деятельности. Задавшись этой идеей, Мария Александровна разработала и внедряет проект "Предпрофильное самоопределение школьников". Успех проекта проявляется в положительных результатах: поступление выпускников 9,11 классов в учебные заведения составляет 100%, в вузы – до 86%. Как показывает практика, растет число учащихся, именно из Садовской школы, занимающих лидирующие позиции в олимпиадах, в рейтинге показателей по итоговой аттестации. Кстати, средний бал ЕГЭ по предметам за последние три года вырос с 57 до 63.
Стараются в Садовской школе прививать позитивное отношению к здоровому образу жизни.
– У нас на должный уровень поставлена спортивная работа. Людмила Анфиногеновна Афанасьева очень многое делает в этом плане, разработано было направление "Профилактика в сфере здорового образа жизни", которое активно поддерживается. Считаю, что выбран правильный путь развития школьников – чередование умственного труда с физической подготовкой, – говорит моя собеседница.
Марию Александровну коллеги считают прежде всего своим помощником. Она подсказывает, придает уверенности, заставляет поверить в свои силы, убеждает, что можно и нужно использовать возможность для саморазвития. По мнению директора школы Юлии Валерьевны Степановой, благодаря активному участию М.А. Князевой в подборе, расстановке и организации повышения квалификации кадров, в школе сложился стабильный, высокопрофессиональный коллектив: 76% педагогов имеют I и высшую квалификационную категорию.
Уроки французского
Учитель французского языка Татьяна Ивановна Афанасьева показалась мне очень чутким, внимательным человеком. Каждый год ее 36-летнего стажа словно добавлял, нет не возраста, а любви и доброжелательности к своим воспитанникам. Именно воспитание в процессе обучения для Татьяны Ивановны занимает большое значение.
– Я их всех очень люблю: и тех детей, которые учились в 80-х годах, и нынешних – бойких, открытых, способных высказать свое мнение, – говорит Т.И. Афанасьева.
Уроки французского ребятам нравятся, признаются они, потому что построены они увлекательно и с учетом способностей каждого ребенка. Есть у Татьяны Ивановны ученики, которым особенно полюбился этот красивый иностранный язык, кто также выбрал учительскую стезю.
Юлия Бородина работала в Москве, Галя Тверезовская преподавала в школе, живет в с. Кропани, Женя Леончук – сейчас в Санкт-Петербурге, учился на филологическом факультете, теперь там работает. Анжела Князева сдавала современный ЕГЭ, выучилась в Екатеринбурге на истфаке, и очень увлечена французским языком – читает книги, нравится смотреть французские фильмы, нашла единомышленников, изучает французскую культуру, бывает на концертах артистов из Франции.
– Очень трогательные смс-сообщения мне присылает, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Вот одно из них: "Вот говорят английский в моде, ну и пусть. Я каждый вечер за французский вновь и вновь берусь. И повторяя мелодичные слова, от языка прекрасного я просто без ума. Спасибо за все".
А еще Татьяна Ивановна гордится своим замечательным выпуском 2012 года, где было 11 мальчишек и пятеро девчонок – и все звездочки. Творчество, воплощение в жизнь удивительных идей, постоянные мероприятия, юнармейские отряды, интересные праздники, традиции – все было в этом классе, а рядом с ребятами их несравненная Татьяна Ивановна. С особой гордостью вспоминает Игоря Аделева, он окончил школу с золотой медалью, а затем и аэрокосмический факультет в Челябинске с красным дипломом. Т.И. Афанасьева и сейчас верный друг, помощник, учитель ребятам–семиклассникам, являясь их классным руководителем. Вместе они познают мир, воспитывают в себе лучшие человеческие качества.
Некоторые из выпускников осуществили, как мне кажется, мечту Татьяны Ивановны – побывали в Париже. Света Гуляева училась в Свердловске, а затем проходила стажировку с Сорбонне (центр Парижского университета – прим. автора). Посчастливилось взглянуть на красоты столицы Франции и дочке Ольге. Татьяна Ивановна рада была каждому сувениру – "кусочку Парижа" незабываемому аромату духов модного дома Фрагонара. А еще появилась возможность показать ребятам настоящий флаг Франции, который также был привезен из далекой страны. Кстати сказать, дочь пошла по стопам мамы, стала учителем, живет и работает в Уренгое.
Мастерство педагога по достоинству оценено: Татьяна Ивановна награждена Почетной грамотой Министерства образования РСФСР. По итогам работы "Трудового лета-2016" она признана лучшим организатором занятости обучающихся.
Английский – с удовольствием
Именно так называется один из учебно-методических комплектов, по которому работает учитель английского языка Елена Валерьевна Присс в начальных классах. Показать главные преимущества знания иностранного языка, увлечь, несмотря на большой объем заданий с рабочей тетрадью и аудио-и видеоприложениями. Очень важно, считает моя собеседница, не потерять интерес у ребенка, а сохранить, через иностранный язык полюбить свой.
– Каждый язык уникален. На уроках английского и с младшими, и со старшими классами не только даем знания, но и воспитываем толерантное отношение, настраиваем на понимание и диалог с другими, учим общаться, выражать свои мысли. Именно при изучении нашего предмета ребенок рассказывает о себе, высказывает свое мнение, – поясняет Елена Валерьевна.
У Е.В. Присс большой арсенал приемов и методов ведения уроков, сложившийся за 28 лет педагогической деятельности. Для более полного усвоения и совершенствования английского языка учитель разрабатывает разноуровневые дидактические материалы, программы, ведет кружок "Speak Out" – это наилучшим образом сказывается на результатах обученности детей, ребята занимают призовые места в олимпиадах, показывают хорошие знания, участвуя в конкурсах по английскому языку и олимпиадах разного уровня, особое место в преподавании английского отводит Е.В. Присс проектной деятельности. Беспокоит учителя, что слишком много времени нынешние ученики уделяют компьютеру. По мнению педагога, у малочитающих – не развит русский язык, отсюда и сложнее понять английский и компьютер с его "переводчиком" только мешает, не развивает детей.
– Поэтому я стараюсь давать задания на развитие, попробовать переработать материал, пройденный на уроке, – делится Е.В. Присс.
В работе Елена Валерьевна использует и публикации в периодической печати на английском языке – журнал "Speak Out", газеты, привезенные из заграницы, занимаясь с учениками, переводят, учитель показывает, где может пригодиться знание английского.
Очень хотелось бы рассказать о всех учителях Садовской школы, каждый из них уникален, имеет свои собственные наработки, органично сочетая с внеклассной, воспитательной работой.
Ирина ПОТАПОВА.
М.А. Князева: Главное, воспитать в детях – порядочность, ответственность и доброту
Во всех российских школах заведена традиция: накануне праздника устраивают Дни самоуправления, когда роль учителя примеряют на себе ученики – ведут уроки и следят за порядком
Ю.В. Степанова: "Наш коллектив сплоченный, доброжелательный, активный, творческий, позитивный. Сердечно поздравляю педагогов с этим замечательным профессиональным праздником, это достойное дело заставляет учителей бесконечно работать над собой, над своими достижениями и достижениями воспитанников и обучающихся, добиваться определенных результатов, порой ценой собственного здоровья. Благодарю весь коллектив за творческую позицию, кропотливый труд, тепло и сердечность! Слова огромной благодарности, глубокого уважения хотелось бы выразить педагогам– ветеранам за многолетний труд, профессионализм, несказанный опыт, педагогическое мастерство: Т.В. Золотовой, Л.Я. Аделевой, Л.П. Козлович, Н.И. Просековой,В.В. Ваньковой, В.И. Шимолиной, О.В. Турутиной, Г.Д. Щербине, З.Т. Казанцевой Т.А. Лагуточкиной, В.И. Папулова, Г.М. Савинской, Г.В Соболевой. Н.Е. Лопаревой, Е.С. Батиковой, Н.А. Патраковой, Л.С. Шушариной, М.С. Селяниной.
Всегда рада вас видеть в нашей школе! Желаю вам здоровья, счастья, терпения и семейного благополучия! С праздником, дорогие педагоги!