Здание не историческое, неладно скроенное, но плотно сшито (срубленное) двухэтажное деревянное, более 30 лет было мозговым и культурно-просветительным центром авиаторов. В нём, в тесноте, а то и в обиде, располагались: лётные отряды и экономические службы, командование авиапредприятия и общественные организации.
Обширная, светлая ленинская комната позволяла провести различные разборы, собрания, конференции, принять нарядно и празднично одетых авиаторов и их семьи на торжественные собрания по случаю государственных и профессиональных праздников.
Стены ленинской комнаты помнили голоса певцов, чтецов, народных, заслуженных артистов СССР, союзных республик.
Говорят, что зимой 1968 года город наш посетил народный артист СССР, композитор Я. Н. Френкель, поэт Игорь Шаферан. Познакомившись с работой колпашевских геофизиков и авиаторов, тут же написали песню:
Встречают нас у самого порога
Зимой морозы, осенью дожди…
Но ниточкой бежит в тайгу дорога,
А город поднимает этажи…
В Колпашеве была создана песня или нет, но она звучала в исполнении Я. Френкеля в ленинской комнате авиапредприятия… и говорят, впервые. Даже если это и легенда, то она красивая.
Летом 1971 года, в обстановке всеобщего воодушевления авиаторам в ленинской комнате вручали государственные награды.
Медаль Золотая Звезда Героя Социалистического Труда, орден Ленина были вручены Игорю Вячеславовичу Цыбасову, первому и единственному Герою в коллективе колпашевских авиаторов, а это звание Героя можно было присвоить десятку авиаторов.
Осенью 1972 года город посетил космонавт-2 – Герман Степанович Титов, конечно, он не смог не встретиться с коллективом авиапредприятия. Приятно было молодым специалистам получить из рук Германа Степановича дипломы об окончании авиационно-технических училищ. Нашлись в коллективе пилоты, которые в разные годы учились в Сталинградском военном училище лётчиков, которое заканчивал и Г. С. Титов.
Подавляющее большинство торжеств по случаю государственных и профессиональных праздников коллектив отмечал в штабе – ленинской комнате. Торжества украшали духовой оркестр авиаторов под руководством В. Синюк и самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли.
В разные годы ВИА возглавляли: О. Коломбет, Ю. Горенков и В. Абдрафиков, Б. Юнусов и П. Березин, братья Казак, братья Миллер…
Горячими аплодисментами встречали выступления солистов Нионилы Тарабан, Елены Ширяевой (Чеснович), Александра Бабинцева.
29 марта уже далёкого 1989 года в ленинской комнате в День Памяти погибших при исполнении служебного долга и ушедших из жизни авиаторов, в соответствии с директивой Политуправления МГА СССР прозвучало Слово священника православного храма и заупокойная лития. Её провели отец Орест, настоятель Тогурского храма с дьяконом.
В марте 1998 г. в стенах штаба коллектив в гробовом молчании получил информацию о слиянии трёх авиапредприятий области в одно – ФГУП "ТомскАвиа", причём командиры Колпашевского и Стрежеского авиапредприятий "сваливались" в малозначимые должности заместителей Генерального директора, несоответствующие их знаниям и опыту работы.
"Горячие, торжественные" слова руководства ЗСУ ГА, Департамента транспорта Томской области о значимости Колпашевского филиала ФГУП "ТомскАвиа, "заверения", что сделают всё, чтобы на территории работали только колпашевские и стрежевские вертолёты, а не созданных и создающихся частно-ведомственных авиакомпаний. Всё это осталось висеть в воздухе пустым звуком.
Справедливости ради скажем, что попытки наладить работу были, но решить не удалось, а может, не хотели? Как знать?
10 августа 2015 года Колпашевский филиал, вертодром "ТомскАвиа" завершил работу.
Поставлена окончательная точка в истории колпашевской авиации, забыт вклад авиаторов, геофизиков, речников города в нефтегазовую отрасль области.
Планы о возобновлении деятельности аэропорта Колпашево, которые выдвигаются в области, с большой вероятностью, останутся благими пожеланиями. Ибо вся структура аэродромного комплекса аэропорта разрушена, взлётные полосы, перрон заросли травой и кустарником, нужны десятки миллионов для восстановления и создания аэропорта, снабжение его техникой, повторное развёртывание и установка оборудования для обеспечения полётов, а где их брать и для чего?
А главное, на чём сейчас летать? Планируемый на замену долгожителю местных воздушных линий Ан-2, самолёт, по данным газеты АиФ, начнётся выпускаться в 2025 г. и стоимость его очень высока.
Г. САРАЕВ,
ветеран труда.