Во дворе деда Евлампия Родионовича лежала заржавевшая сенокосилка – кулак! На самом деле дом был хороший – после выселения в нем в скором времени организовали сельский Совет. А то, что в этом доме жили несколько семей, никого не тревожило.
– Родители всегда были рабочими людьми. Отец плавал на самоходке, мама работала везде, где возникала возможность подзаработать: шестеро детей этого требовали. Родители понимали, что детям нужно учиться. Все получили образование:
брат Николай, самый старший, аж два высших имеет, всю жизнь занимался тренерской деятельностью в Новосибирске. До сих пор, несмотря на возраст, его приглашают на те или иные соревнования в качестве арбитра;
Нина, старшая сестра, в Томске окончила техникум, была квалифицированным токарем, долгое время работала в Колпашеве;
Люба стала первоклассным поваром, ее мастерство радовало посетителей столовых и ресторанов;
Валя после окончания техникума работала бухгалтером, товароведом;
Александра у нас медик, долгое время работала в рентген-кабинете в Ангарске, рано ушла на пенсию, такого активиста, заводилу больница терять не захотела, поэтому администрация предложила работу в Красном кресте. До сих пор она на месте усидеть не может.
Ну и я, младшая, еще с детства мечтала возиться с детьми. В школе все годы была командиром "звездочки", пионервожатой у малышей. Поэтому о выборе профессии вопрос не стоял: только педагогическое училище.
"Активистка, комсомолка, умница", – так о ней отзывались учителя. После окончания училища Марии дали направление в институт. Это оказался Иркутский педагогический – только там функционировал факультет педагогики и методики. Осталась работать в школе-интернате старшим воспитателем, потом – учителем начальных классов. Со многими учениками поддерживает отношения по сей день. Она наблюдала за их взрослением, становлением, мужанием по письмам, фотографиям – многие из них уже бабушки-дедушки, теперь с внуками знакомится.
– По дому очень скучала да и мама стала болеть – вернулась, – продолжила свой рассказ Мария Никифоровна. – Родное педучилище приняло, была не только методистом, но и воспитателем в общежитии. Это для меня было в приоритете. Девчушки после восьмого класса, без мамы, нуждались в поддержке взрослого друга. Тринадцать лет такого общения дали многое и мне, и молодежи. Почувствовала необходимость получить профессию психолога.
В. М. Рац, директор школы №3, пригласил на работу и сразу же направил в областной центр на получение новой профессии, дал возможность пройти обучение у ведущих специалистов. Очень ему за это благодарна.
– Мария Никифоровна, что считаете главным в работе психолога?
– С детьми надо жить, а не работать, открыто и постоянно, любить их. Это и просто, и сложно. Ведь в каждом есть своя изюминка, найти ее, дать раскрыться и развивать – тогда ты прожил не зря. Особенно это важно в общении с ребятами, которых жизнь не баловала. Ты тогда не просто учитель, психолог, а врачеватель души.
Не навредить. Помочь! Выработать у обучающихся жизненные принципы: хочу – могу – умею. И научить их ставить перед собой вопрос: для чего это нужно? Если я хоть одному ребенку помогла, если он понял и потянулся к чему-то хорошему, у него появился мотив ярко жить, больше видеть – я выполнила свою миссию на земле.
– Я знаю, что вы долгое время работали в вечерней школе. Когда туда перешли и почему, ведь в третьей школе вам создали необходимые условия?
– Школу же закрыли. Шесть лет плодотворного труда в этом коллективе, я думаю, оставили свои следы и у детей, и у педагогов, так же, как девятилетний "отрезок" работы в ОСОШ.
– У вас были какие-то свои принципы работы?
– Я поняла, что в воспитании душевного состояния важно общение по интересам. Для нас это был волонтерский клуб "VALE". Очень много различных мероприятий мы провели совместно: это и тренинги, и семинары, и песни под гитару, и чаепития, и походы, и мониторинги, и соревнования, и встречи… В 2010 году заняли призовое место в смотре волонтерских групп. Наш опыт работы специально изучался и применялся в других учебных организациях района.
– Мария Никифоровна, с какими вопросами чаще всего обращаются к психологам?
– С разными. Чаще всего это взаимоотношения с родителями, сверстниками, по "амурным" делам.
– Как решаются эти проблемы?
– Вначале выясняется причина возникновения конфликта, самое начало натянутых отношений. Потом совместно намечаем план выправления ситуации, что нужно поискать в себе, и отслеживаем результат. Ведь с каждым можно найти общий язык в спокойном разговоре. Просто нужно попытаться встать на его место, увидеть проблему его глазами и сделать так, чтобы он увидел "светлый лучик" и к чему-то потянулся.
– Я вижу у вас много почетных грамот, благодарственных писем. Вот как отзываются о вашей работе коллеги:
– Мария Никифоровна – грамотный специалист, увлеченный своим делом. По роду своей деятельности ей часто приходилось работать с детьми из неблагополучных семей, с их родителями, опекунами, посещать семьи по месту жительства. Богатый жизненный опыт, опыт педагогической деятельности помогали ей решать сложнейшие проблемы подростков. В работе всегда находила нестандартные решения, видимо, это от постоянного самосовершенствования, соучастия, умения выслушать обратившегося, понять, расположить к себе, дать дельные советы.
– Ваши знания психологии помогают в общении со своими родными?
– Конечно, но, к сожалению, мало я с ними времени проводила. Дети выросли почти без мамы – она на работе с 8 до 20. Благо, не затаили обиду. Нельзя было так полностью погружаться в работу, только сейчас это поняла. Но ведь до сих пор отслеживаю судьбы сложных подростков. Болит душа за них.
– Что пожелаете читателям "Советского Севера"?
– Чтобы каждый видел цель в жизни, стремился к ее осуществлению, мог себя реализовать, раскрыть свои способности и найти свое, именно свое место в нашем непростом мире.
О. КОВАЛЁВА.