Мы были и являемся свидетелями радикальных изменений, которые происходят и у нас, и во всем мире. Но нельзя забывать, отбрасывать все то, что этому предшествовало. Священна память о нашей Победе. Все те, кто носит почетное звание защитника Отечества, олицетворяют все этапы развития наших славных Вооруженных сил.
Сегодня мы расскажем о летчике, полковнике в отставке Николае Ивановиче Гончарове.
Николай Иванович родился в городе Славянске Донецкой области, в 1946 году. Рядом с городом находился Краматорский военный аэродром ПВО, где в 50-х годах происходили эпохальные события: с 1955 года в авиационном полку летали реактивные боевые самолеты МиГ-15, потом их в течение пяти лет заменили на истребители МиГ-17. Кстати, в октябре 1960 года командиром краматорской авиаэскадрильи был сбит иностранный разведывательный воздушный шар. В то время основная масса мальчишек мечтала об авиации. Да еще рассказы вернувшегося с войны соседа, летчика – фронтовика, повлияли на выбор линии жизни Николая.
После окончания средней школы некоторое время работал токарем Краматорского машиностроительного завода.
В армию призвали в 1965 году, два года служил механиком-водителем плавающего танка ПТ-76 в Польше. Отношение населения в то время к нашим солдатам было хорошее. Ни проблем, ни эксцессов не было. А вот казусный случай произошел: наши ребята танк умудрились продать местному пану. Сговорились с ним за хорошую выпивку и накрытый стол. Наутро, после "обмыва" удачной сделки, танкисты разобрали плетень, вывели из хутора этого пана свой танк, и благополучно вернулись на нем в свой полк. Потом от этого поляка был шум, разборки в воинской части. Танк, конечно, пану не отдали, сошлись с ним на небольшой денежной компенсации.
После срочной армейской службы поступил в высшее военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ). После успешного окончания в 1970 году Ейского ВВАУЛ получил назначение в Ивано-Франковск.
К этому времени Николай Иванович уже был женат. Супруга – Галина Григорьевна, выросла в Колпашеве, после смерти матери пришлось ехать в Славянск, к родственнице. В школе и познакомились, подружились.
Через год авиаполк перебазировали в Монголию, где создавалась 246-я истребительно-авиационная дивизия. Причина – обострение обстановки на советско-китайской границе в конце 60-х годов прошлого века.
В начале марта 1969 года в районе острова Даманский китайская сторона целенаправленно спровоцировала пограничный конфликт, закончившийся не просто стрельбой, а настоящими боями с танковыми атаками и массированными артиллерийскими обстрелами. Были и другие столкновения на приграничных территориях. В ответ на наращивание китайских войск в приграничной зоне, в СССР также приступили к укреплению своих рубежей.
Так Николай Иванович с женой и маленькой дочкой оказались в местечке Чойрэн, что в 212 километрах к юго-востоку от столицы страны – Улан-Батор. Условия для жизни были очень непростыми. Вначале был недостаток жилых помещений. Климат суровый. Полупустыня. Песчаные бури. Недостаток кислорода: аэродром находился на высоте более 1 000 м. В окрестностях жилого поселка лежало множество небольших, бессточных, местами заболоченных озёр. В 1973 году родился сын. Постепенно быт налаживался. Однако местный климат не подошел для дочери и по совету врачей ее пришлось увезти к матери, на Украину.
Вначале полк летал на фронтовых истребителях МиГ-21. Через некоторое время в полку появились новые самолеты МиГ-23 – многоцелевые истребители третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности.
В ноябре 1976 года Николая Ивановича перевели в город Борзя, Читинская область. Отдельный разведывательный авиационный полк, истребители МиГ-21р. Название полка соответствовало решаемым задачам, до границы с Китаем было порядка 100 км. Выполнял обязанности начальника штаба разведывательного полка. Жена и дети были опорой; все тяготы военной службы – вместе.
В 1977 году поступил в Военно-воздушную ордена Красного Знамени, ордена Кутузова первой степени академию имени Ю. А. Гагарина. Экзамены сдавал в Иркутске. Вместе с ним в академию поступали трое офицеров из его полка. Всё прошло успешно. Правда, начальник отдела кадров 23-й воздушной армии настойчиво уговаривал Николая Ивановича остаться. Но решение было принято.
После окончания академии в 1980 году был направлен в 344-й центр боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации (город Торжок, Тверская область), начальником отдела планирования и контроля научно-исследовательских работ. Авиаторы Центра выполняли задания правительства СССР как в стране, так за её пределами. В 1980–1981 гг. вместе со служащими Центра был в военных командировках в Афганистане.
В 1985 году был переведен в Винницу, начальником Центра сбора и обработки разведывательной информации 24-й воздушной армии Верховного главнокомандования оперативного назначения. Фото- и видеоинформация о странах НАТО собиралась с помощью высотных разведчиков МиГ-25.
В1986 году пришлось руководить полетами военных вертолетов при ликвидации последствий аварии четвертого реактора Чернобыльской АЭС.
В 1992 году был разрушен Советский Союз. Николай Иванович вышел в отставку.
В 2004 году приняли с женой решение переезжать в Россию.
Почти полтора десятка лет Николай Иванович с супругой живут в Тогуре. Здесь же – дочь Александра, учитель русского языка и литературы Тогурской средней школы; внук Павел, работает в СЭС.
В прошлом году жена и дочь в очередной раз ездили в Винницу, в гости к сыну, невестке, внуку и внучке. На все вопросы об обстановке в Виннице, отношении к русским, русскому языку, празднованию Дня Победы 9 мая ответ был один: обстановка – спокойная, отношение – нормальное. С работой только проблемы. Сын Андрей, имея высшее образование по специальности "промышленно-гражданское строительство", работает водителем-дальнобойщиком, в Польше.
Был у меня к супругам Гончаровым ещё один вопрос: есть ли различия между сибиряками (колпашевцами, тогурчанами) и жителями Винницкой области?
Так вот, по их мнению, сибиряки более доброжелательные, взаимоотношения – более простые.
С. БАРАНОВ.
ФОТО ИЗ АРХИВА Н. И. ГОНЧАРОВА.