Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Колпашевского муниципального района

636460, Томская область, г. Колпашево, ул. Победы, 5
телефон: +7 (38254) 5-22-66, 5-32-63, 5-36-31
e-mail: sovsev@kolpashevo.tomsknet.ru

Они вернулись с фронта

Каждый день приближает страну к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Годы, боевые ранения увели из жизни, к великому сожалению, большинство фронтовиков, прошедших дорогами войны – по земле, по воде и по воздуху.

В коллективе ушедшего в анналы истории Колпашевского ордена Трудового Красного Знамени авиапредприятия трудилось много фронтовиков, и газета "Советский Север" публиковала о них – фронтовиках – небольшие очерки, воспоминания коллег о работе.

Вспомним в канун юбилея Победы о тех, кто воевал в Военно-воздушных силах Красной армии и флота, нанося бомбовые удары по фашистам, защищал наши войска от авиации противника, готовил боевые самолёты к вылету.

…Известно, что лётное подразделение в аэропорту Колпашево было образовано 29 декабря 1945 г. В 1949 году начинает работу капитан запаса Аркадий Петрович Харлов, переведённый из Киргизского Управления гражданской авиации.

А. П. Харлов – военный лётчик-истребитель, выпускник 1940 года Батайской авиашколы, был направлен лётчиком-инструктором в Одесскую авиашколу. С 1941 по 1944 годы Аркадий Петрович готовит лётчиков-истребителей в г. Фрунзе, заваливая командование рапортами о переводе на фронт. Только в декабре 1944 года, освоив штурмовик Ил-2, начинает боевую службу на фронте.

А. П. Харлов выполнил 54 боевых вылета, награждён орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, боевыми медалями. За труд удостоен медалью "За трудовую доблесть", знаком "Отличник Аэрофлота". 23 года жизни отдал Аркадий Петрович самолёту Ан-2, нарымскому небу, провёл в небе 16 тысяч часов, ввёл в строй десятки молодых пилотов.

В 1950 году в лётный коллектив аэропорта Колпашево приходит Иван Степанович Вавилов, выпускник Ейского военно-морского авиационного училища лётчиков. Лётчик минно-торпедной авиации И. С. Вавилов пилотировал торпедоносец "Бостон", который поставляли нам союзники США. Майор в отставке награждён орденами Отечественной войны, медалями, за труд – орденом "Знак Почёта", медалью "За доблестный труд", отдал нарымскому небу 31 год.

С 1952 по 1963 год на лётных и командно-лётных должностях Константин Николаевич Силин, лётчик-фронтовик, но документов о его боевом пути и наградах не сохранилось, также нет документов о боевом пути Нины Михайловны Васильевой, старшего инспектора по кадрам, по многочисленным свидетельским показаниям – она боевой лётчик в годы войны.

В 1960 году из Средней Азии переводится в Колпашево Николай Николаевич Шашников, выпускник Новосибирского военного авиационного училища лётчиков. Службу начинал на Северном Сахалине, напомним читателю, что южная часть острова, как и Курильские острова, в 1945 году были оккупированы японцами. В 1943 году Н. Н. Шашников направляется на учёбу в школу воздушных разведчиков.

На самолёте Пе-2 уходил в глубокий тыл врага, фотографировал военные объекты, мосты, дороги. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В. М. Петлякова с первых и до последних победных лет – на фронте, на передовой, самый массовый фронтовой бомбардировщик ВВС Красной армии. На Пе-2 бил немцев прославленный советский ас, дважды Герой Советского Союза Иван Полбин.

Пе-2 применялся как самолёт дальней воздушной разведки, а под индексом Пе-3 допускался как дальний истребитель-перехватчик, активно применялся на Северном флоте для защиты морских конвоев.

Полковник в отставке Николай Николаевич Шашников награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, его трудовые достижения удостоены ордена Трудового Красного Знамени, знака "Отличник Аэрофлота", а также – медалями за боевые и трудовые заслуги. Сын Николая Николаевича Константин отработал 32 года командиров воздушных судов Ан-2 и Ми-8.

В 1963 году из аэропорта Мариинск в аэропорт Колпашево переводится Александр Степанович Бондарев, диспетчер по управлению воздушным движением. Старший лейтенант в отставке А. С. Бондарев в годы войны – командир корабля Авиации Дальнего Действия (АДД), бомбил глубокие тылы немцев в Венгрии, Германии, наносил бомбовые удары по Кёнигсбергу. В декабре 1944 года был сбит, тяжело ранен. После лечения получил инвалидность 2-й группы. В конце 40-х инвалидность была снята, и он начинает работать пилотом-инструктором самолёта По-2 в Красноярске, однако боевые раны дали о себе знать, и он окончательно переходит в службу управления воздушным движением.

В Колпашевском авиапредприятии А. С. Бондарев возглавлял службу движения. Награждён орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, боевыми и трудовыми медалями, знаком "Отличник Аэрофлота".

В конце сороковых годов в аэропорту Колпашево базировался самолёт авиагруппы Управления военизированного флота Наркомата рыбной промышленности СССР Сибирского бассейна, который пилотировал старший лейтенант запаса Николай Иванович Матвеев. Он начал воевать с августа 1942 года, а девятнадцать лет ему исполнилось в декабре. За боевые подвиги Н. И. Матвеев удостоен двух орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями "За отвагу", "За победу над Германией".

После разгрома японских империалистов началась массовая демобилизация из рядов Вооружённых сил, началось восстановление разрушенного народного хозяйства. На мирные аэродромы пришли фронтовики, авиационные специалисты.

В 1945 году в аэропорт Колпашево приходит гвардии старшина Дмитрий Евдокимович Ковалёв, авиационный механик гвардейского авиаполка. Награждён за ратный труд орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Д. Е. Ковалёв в 1970 году за 25-летний безупречный труд в гражданской авиации был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Существовала в Советском Союзе долгое время практика награждения военнослужащих и гражданских лиц за долголетнюю безупречную службу (труд) медалями и орденами. За 29 лет работы Дмитрий Евдокимович досконально изучил материальную часть самолётов и вертолётов, был наставником молодёжи. Его сын Юрий длительное время работал авиатехником.

В 1952 году приходят в рабочий коллектив авиационных специалистов аэропорта Колпашево:

техник-лейтенант Виктор Григорьевич Антоненко, проработал на инженерно-технических должностях четверть века, награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью "За боевые заслуги" и рядом других, а за труд – знаком "Отличник Аэрофлота" и медалью "Ветеран труда". Его сын Владимир работал авиатехником, бортмехаником вертолета Ми-8;

старшина Михаил Григорьевич Башкиров, авиамоторист 44-го отдельного Уманского ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени авиаполка Гражданского воздушного флота, был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью "За победу над Германией". Отработав 10 лет в Колпашево, М. Г. Башкиров переводится в Новосибирское предприятие, где работал до 1986 г;

сержант Андронид Александрович Сухушин, авиамоторист авиатранспортного полка, участвовал в боевых действиях против Японии, награждён боевыми медалями, проработал в Колпашевском авиапредприятии 31 год, удостоен многих поощрений;

старшина Александр Филиппович Кузнецов, начинал боевой путь в рядах пехоты, после тяжёлого ранения был направлен в школу авиационных специалистов и продолжил службу в рядах ВВС. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, ряда медалей, а за трудовые достижения удостоен медалями "За трудовую доблесть" и "Ветеран труда". Его стаж в гражданской авиации 37 лет.

Несомненно, в первые послевоенные годы в коллективах лётного и технического состава аэропорта Колпашево были фронтовики-авиаторы, но они уходили в транспортную авиацию в крупные аэропорты… Документально и людская память их не сохранила.

Любой ратный труд на войне не сладок, он тяжёлый, кровавый, нервно-напряжённый. Официальная статистика свидетельствует о средней выживаемости отечественных лётчиков в годы войны:

истребительной авиации – 64 вылета;

бомбардировочная – 48 вылетов;

штурмовая – 11 вылетов;

торпедоносная – 3,8 вылета.

Вдумайся, читатель, в указанные цифры и преклони на минутку голову перед светлой памятью советских лётчиков – всех фронтовиков, отстоявших честь и независимость нашей Родины.

Г. САРАЕВ,

ветеран труда.

Автор: Марина Николенко

По этой теме: юбилей75 летпобедаВОВгазета Советский северКолпашевский районфронтовик

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 659

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика