Его участниками стали заместители директоров образовательных организаций района по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, педагоги дополнительного образования – словом, все те, кто напрямую занимается вопросами воспитания несовершеннолетних. Семинар проходил очно с использованием видеоконференцсвязи для сотрудников отдаленных школ.
"Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности, – напомнила, открывая семинар, заместитель директора Детско-юношеского центра О. А. Байкалова. – Он реализуется чрез все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную. Наиболее часто в педагогических исследованиях потенциала семьи указываются: внутрисемейные отношения; нравственный пример родителей; состав семьи, ее жизнедеятельность; уровень образования и педагогической культуры родителей; степень их ответственности за воспитание детей".
Почему педагогам необходимо знать эти компоненты? На этих знаниях мы можем выстраивать непосредственную работу с той или иной семьей, ребенком из конкретно взятой семьи, находить и выстраивать формы сотрудничества с родителями и планировать воспитательную работу образовательной организации.
Воспитательный потенциал представляет собой комплекс условий и средств, которые определяют возможности семьи. В него входят: материальные и бытовые условия; численность и структура семьи; развитость семейного коллектива; внутрисемейные отношения. Характер развития воспитательных отношений семьи определяется тем, насколько они способствуют развитию ребенка, становлению его личности, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни.
Ценность ребенка как личности выступает критерием развития воспитательных отношений в семье. Об этом и шла речь в выступлениях собравшихся.
О взаимодействии органов системы профилактики с родителями, проблемах и перспективах поведала специалист Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Колпашевского района С. М. Шеметова.
Еще один важный аспект – роль родителей в вопросе профессионального определения детей после школы. Их участие (или неучастие, или же, напротив, давление на ребенка) могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие на выбор жизненного пути. Об этом собравшимся рассказала педагог-психолог СОШ №2 О. В. Шитина.
"Семья и школа – партнеры в воспитании" – такова была тема живого и наполненного личными примерами выступления Л. И. Голдобиной, заместителя директора СОШ №4 им. Е. А. Жданова.
Опытом использования на практике технологии "Мировое кафе" поделилась с коллегами учитель начальных классов СОШ №7 В. А. Рубцова. Эта технология учит не просто организовать досуг детей в семье, но сделать "ячейку общества" крепче и сплоченней.
"Сотрудничество и расширение поля позитивного общения в современной семье – главная задача классного руководителя" – такую тему наглядно раскрыли Л. А. Салина и Т. А. Прилуцкая, педагоги начальных классов Тогурской СОШ. им. С. В. Маслова.
Педагог-психолог ОСОШ Т. Г. Ефимова рассказала о своем взаимодействии с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. А учитель начальных классов СОШ №5 Т. И. Нестерова – о непростой работе с родителями в период адаптации первоклассников. Еще одна важная тема – дистанционное обучение в начальном звене. Как сотрудничество со старшими позволяет ребенку справиться с поставленной задачей и стать успешным, рассказала педагог пятой школы Е. П. Щеголева.
Также дистанционное участие в мероприятии приняли учителя начальных классов МБОУ "Озёренская СОШ" А. В. Сукова и А. Б. Филиппова, учитель иностранного языка МБОУ "Мараксинская СОШ" Т. В. Новосельцева, педагог-психолог МБОУ "Чажемтовская СОШ" В. Н. Апанасова, заместитель директора МБОУ "Новосёловская СОШ" О. А. Галимзянова. Они затронули тему взаимодействия школы с родителями в обучении и воспитании младших школьников, рассмотрели вопросы создания благоприятных условий для развития и обучения ребенка с сельской школе и сотрудничества в рамках внеурочной деятельности.
Каждая из поднятых тем – это собственный опыт общения и взаимодействия со взрослыми и совсем юными людьми. Поэтому неслучайно в конце семинара родились строки:
Коллеги, будем терпеливы,
Настойчивы в своем труде!
И будем снова черпать силы
В себе, и только лишь в себе!
Помощников у нас немало,
И трудностей порой не счесть,
Но как бы трудно ни бывало,
Коллеги, вам хвала и честь!
Как мы видим, круг поднятых вопросов довольно широк. И прошедший семинар позволил наметить многие способы их решения.
А. ЛУГОВСКОЙ,
методист МБУ ДО "Детско-юношеский центр".