Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Колпашевского муниципального района

636460, Томская область, г. Колпашево, ул. Победы, 5
телефон: +7 (38254) 5-22-66, 5-32-63, 5-36-31
e-mail: sovsev@kolpashevo.tomsknet.ru

Дела и люди Аэрофлота

Вторая половина 60-х ушедшего в небытие ХХ века.

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

А. Пушкин. "Борис Годунов"

Вторая половина 60-х ушедшего в небытие ХХ века.

Наряду с нефтегазопоисковыми работами идет интенсивное освоение нефтяных богатств области. Правительством страны принимается решение о строительстве нефтепровода с Александровское Томской области в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области протяжённостью 817 километров, диаметр трубы 1 220 мм.

И конечно, строительство нефтепровода было немыслимо без широкого применения авиации, в первую очередь, вертолётов. Немалая роль работы выпала на коллектив Колпашевского ордена Трудового Красного Знамени объединённого авиаотряда (КОАО), свой вклад внесли экипажи предприятий Западно-Сибирского Управления гражданской авиации (ЗСУ ГА), на базе которых создаётся сводный отряд, командир назначался начальником ЗСУ ГА.

У истока нефтепровода трудились экипажи 244-го лётного отряда КОАО, который базировался в с. Александровское под руководством И. В. Цыбасова, впоследствии Героя Социалистического Труда, заслуженного пилота СССР, а далее экипажи 257-го лётного отряда КОАО. Возглавлял отряд ветеран ЗСУ ГА И. В. Рожков, который в 1973 году был удостоен ордена Ленина. Интенсивно работали экипажи самолётов Ан-2.

…Работа велась от рассвета до заката в тяжёлых погодных условиях, с определёнными трудностями в бытовой жизни лётно-технического состава в отрыве от дома.

Зачастую продлевали месячную норму налёта часов, нередко продлевали и годовую.

Строительство нефтепровода требовало широкого использования тяжёлой самоходной землеройной техники, доставка её к месту стройки была весьма проблематична. Было принято решение доставку землеройной техники провести тяжёлым транспортным самолётом Ан-22 "Антей" и самолётом Ан-12.

Для приёма самолётов у села Прохоркино Александровского района решено было подготовить временный зимний грунтовый аэродром.

Главную роль в решении этой архисложной задачи сыграл инженер наземных служб КОАО А. Я. Габов. Он провёл разбивку взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек.

Анатолий Яковлевич, выпускник Высшего авиационного училища гражданской авиации, проработал в Колпашеве 31 год на общественных и командно-начальствующих должностях, награждён орденом "Знак Почёта", медалями, знаками "Отличник Аэрофлота", "Почётный работник топливно-энергетического комплекса".

Развёртывание, настройку радиотехнических средств управления воздушным движением выполнили: Н. Е. Собин, А. Ф. Софьин, В. И. Кравцов, С. А. Терентьев,

Ф. Н. Шевкунов и Ю. М. Панов, удостоенный в 1994 году звания "Заслуженный связист Российской Федерации".

Руководство осуществлял начальник узла радиолокации и радионавигации Е. В. Деминенко при непосредственном личном участии руководителя службы радионавигации и связи Юрия Петровича Печенихина, отличника Аэрофлота. Аэродром был подготовлен в установленные сроки.

Экипаж самолёта Ан-22 "Антей" под руководством заслуженного лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Ю. В. Курлина доставил тяжёлую землеройную технику к месту стройки.

Строительство нефтепровода Александровское–Анжеро-Судженск было объектом пристального внимания союзного министерства нефтяной и газовой промышленности, лично министром А. П. Кортуновым.

А. П. Кортунов, Герой Советского Союза, активный участник Великой Отечественной войны, опытный, волевой руководитель.

Писатель-фронтовик В. Карпов, подчинённый А. П. Кортунова в военные годы, очень хорошо пишет о нём в документальной повести "Полководец".

Руководство области, первый секретарь обкома КПСС Е. К. Лигачёв, говоря образно, прошёл, пролетел каждый километр нефтепровода, контролируя не только ход строительства, но и условия жизни, питание строителей.

В каждом районе, по которым проходил нефтепровод, были созданы штабы, призванные экстренно решать все вопросы. Отметим, что в строительстве принимали участие механизированные колонны со всего СССР.

Колпашевские авиаторы для оперативных работ получили пассажирский 28 кресельный вертолёт Ми-8, что позволило руководству Министерства, области не снимать с основных работ транспортные Ми-8. За номер вертолёта СССР-22420 аэродромная братия звала его "Господин 420".

Приказом командира КОАО за вертолётом был закреплён экипаж В. Ф. Толоконникова, одного из опытнейших пилотов, коммуникабельного, начитанного человека, способного профессионально дать пояснения по вопросам выполнения авиационных работ, что немаловажно при полётах с ответственными лицами. Авиатехником закрепили П. Д. Стукалова, ветерана авиации, знающего профессионала.

На приведённом снимке слева направо авиатехник П. Д. Стукалов, министр нефтяной и газовой промышленности А. П. Кортунов, командир вертолёта В. Ф. Толоконников, первый секретарь Томского обкома партии Е. К. Лигачёв, второй пилот Г. Ястребов, бортмеханик П. Легойда и кто-то из строителей нефтепровода. Не один десяток часов налетал экипаж с государственными деятелями, порой в сложных погодных условиях, совершая посадки на "пятачки" земли, свободной от техники, труб…

Полёты с руководителями Министерств и ведомств Советского Союза и области выполняли и другие экипажи.

Нефтепровод Александровское–Анжеро-Судженск. Экипаж вертолета Ми-8. Командир вертолета В. Ф. Толоконников с Е. К. Лигачевым – первым секретарем Томского обкома КПСС и министром нефтяной промышленности СССР А. П. Кортуновым.

Главным куратором стройки был Г. Н. Судобин, второй секретарь Томского обкома КПСС, начинающий свою карьеру лейтенантом-строителем на объектах зарождающегося в 50-х годах г. Северска, выросший до заместителя министра союзного министерства.

… На каждой стройке, тем более, такой как нефтепровод, случаются порой нештатные ситуации. Сейчас за прошедшие 50 лет трудно вспомнить время года, да и хронологически неважно. Произошло какое-то ЧП. Потребовалось экстренно вылететь вертолёту Ми-8 в составе командира звена Л. И. Долматова, командира вертолёта В. А. Попова, бортмеханика Г. В. Апыхтина. По пути к месту аварийной обстановки на борт взяли Г. Н. Судобина.

Долматов Л. И., Апыхтин Г. В. и Попов В. А.

Экипаж помог ликвидировать аварию, но при этом были грубо нарушены документы, регламентирующие лётную работу. Руководство Западно-Сибирского Управления гражданской авиации требовало строго наказать экипаж, вплоть до снятия с должностей, перевода во вторые пилоты и т. д.

Руководство стройки, обком, признавая нарушения экипажа, но доказывали, что действия экипажа помогли ликвидировать ЧП, не допустили тяжких последствий, требовали наградить экипаж.

Итог: экипаж – командир звена, командир вертолёта отделались выговорами, лишениями премии и были награждены: Леонид Иванович Долматов орденом Трудового Красного Знамени, Владимир Андреевич Попов орденом "Знак Почёта", Геннадий Васильевич Апыхтин медалью "За трудовое отличие".

Прошли годы, сменился строй, название страны, но многое, сделанное в области, куда вложен труд колпашевских аиаторов, работает и мы должны помнить, чтить их бескорыстие, высокую ответственность и сознание.

Г. САРАЕВ,

ветеран гражданской авиации.

Автор: Марина Николенко

По этой теме: гражданская авиацияАэрофлотлюдигазета Советский северКолпашевский район

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 708

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика