Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Колпашевского муниципального района

636460, Томская область, г. Колпашево, ул. Победы, 5
телефон: +7 (38254) 5-22-66, 5-32-63, 5-36-31
e-mail: sovsev@kolpashevo.tomsknet.ru

История авиации

…Это было недавно, это было давно В 1929 году на 5-м Всесоюзном съезде Советов был принят Первый пятилетний план развития народного хозяйства страны.

Планом предусмотрено было развитие гражданской авиации, увеличение воздушных линий, интенсивное применение в народном хозяйстве.

В 1932 году практически было закончено формирование гражданской авиации, как одной из основных транспортных систем страны, приняты основополагающие документы гражданской авиации: первый Воздушный кодекс СССР, "Дисциплинарный Устав ГВФ", на основании которых разрабатывались документы, регламентирующих работу подразделений гражданской авиации.

В 1932 году было введено форменное обмундирование.

…Развивался транспорт страны Советов – автомобильный, речной, авиационный и железнодорожный, но транспортная доступность, особенно в отдалённых районах, оставляла желать лучшего...

Слабо было развита сеть автомобильных дорог, не хватало автомобилей, поэтому основным транспортом в те далёкие годы был гужевой с главным двигателем – лошадью. Каждое предприятие, организации, органы власти имели свою конюшню и транспортные средства – различного вида телег, саней. Перевозку пассажиров, даже в больших городах, осуществляли извозчики. Это было нормой. Сегодня появление лошади и телеги – экзотика.

Набирающая быстрые темпы развития гражданская авиация могла значительно улучшить транспортную доступность.

В мемуарах старейших авиаторов М. Каминского "В небе Чукотки", В. Молокова "Родное небо" и ряде других повествуется о начале и развитии авиационного воздушного сообщения. Воспоминания дают понимание о трудностях развития гражданской авиации. Расположенное в Среднем Приобье, окружённое тайгой, болотами, большое село Колпашево, Центр Нарымского округа Западно-Сибирского края (Новосибирской области) остро испытывало трудную доступность, особенно в зимнее время. Летом речной транспорт давал возможность посетить: вузовский Томск, столицу края (области) Новосибирск, посёлки, сёла, расположенные на реках Обь, Кеть, Чулым. С наступлением холодов, ледостава открывались санные дороги… с многочасовыми многодневными поездками на лошадках.

Поздней осенью 1932 года по воспоминаниям Леонида Гермогеновича Швецова, по инициативе и просьбам А. П. Нелюбина, председателя Нарымского окружного исполнительного комитета, и Д. М. Лыкова, управляющего Нарымского отделения Сибпушнины, начали создание аэродрома (аэропорта) Колпашево, как принятии говорится сейчас, зимой 1932/1933 гг. начались тестовые полёты. Официальной датой открытия аэропорта Колпашево принято считать 15 декабря 1933 г.

В декабре 1983 года коллектив Колпашевского объединённого авиаотряда торжественно отметил 50-летие создания аэропорта. Представительную делегацию из Новосибирска возглавил Г. А. Сарафанкин, начальник Западно-Сибирского управления гражданской авиации. В составе делегации был и Леонид Гермогенович, который и подтвердил дату официального открытия аэропорта. Он также заметил, что В. Молоков, которого считали пилотом, открывшим Колпашево, никогда не был в Колпашеве. Л. Г. Швецов лично знал В. Молокова.

В канун юбилея аэропорта командование и общественные организации объединённого авиаотряда установили звание "Почётный ветеран Колпашевского ОАО". Л. Г. Швецов на торжественном вечере вручил И. В. Рожкову, М. С. Горелову, Н. Я. Расторгуеву ленты Почётных ветеранов.

…Леонид Гермогенович Швецов, сибиряк-красноярец. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, Оренбургскую школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, по состоянию здоровья ушёл в гражданскую авиацию.

Руководил авиастанцией Омск, открыл ряд аэропортов в Западной Сибири, в начале Великой Отечественной войны возглавлял авиационную школу, с 1942 года руководил Управлением гражданской авиации в блокадном Ленинграде.

Персональный пенсионер Л. Г. Швецов ушёл из жизни в 1993 году, погребён на кладбище Академгородка Новосибирска.

Должность "начальник аэропорта" существовала в гражданской авиации страны до начала 70-х годов, начальниками аэропорта Колпашево с 1933 по 1972 гг. работали авиационные специалисты различного профиля и все они оставили свой след в истории аэропорта, в истории Западно-Сибирского управления гражданской авиации.

Возглавлявший аэропорт с ноября 1944 года И. А. Лысов, с образованием Томской области, в феврале 1945 года переведён в г. Томск.

Иван Андреевич Лысов стал первым начальником аэропорта Каштак г. Томска, созданной Томской области.

Выпускник Высшего авиационного училища ГВФ Константин Александрович Карташов руководил аэропортом Колпашево с 1968 по 1973 гг. Грамотный специалист, организатор, много сделал для развития аэропорта, сети воздушных линий.

В структуре авиационных авиаотрядов, введённой в 1973 г., должность начальника аэропорта совмещается с должностью командира. К.А. Карташову, по его знаниям, опыту, не было предложено должности, и он перевёлся в Европейскую часть СССР.

…Фотография начала 50-х годов запечатлела для истории часть коллектива аэропорта Колпашево. В первом ряду слева направо, первым сидит Николай Петрович Радонский, техник по связи, первый начальник службы связи аэропорта, второй – Рудольф (Николай) Панов (Ян), водитель, автотехник, авиатехник, возглавлял аэропорт Александровское, ремонтно-строительный участок авиаотряда, за ним Александр Семёнович Рюнтю, водитель, начальник службы спецавтотранспорта, шестой в форме с погонами сержанта ГВФ, Александр Иванов, вскоре он ушёл учиться в учительский институт, работал в школе, инспектором ГорОНО г. Колпашево.

Кратко расскажем о некоторых.

Замыкает ряд Дмитрий Анемподистович Новосёлов, авиамеханик, авиатехник высочайшего класса, знаток винтокрылых машин, наставник, воспитатель молодых авиаспециалистов.

Во втором ряду второй Николай Яковлевич Расторгуев, многолетний руководитель финансовой службы аэропорта, авиапредприятия, ветеран Великой Отечественной войны, четвёртый Иван Васильевич Анисимов, один из первых пилотов лётной службы Колпашево, награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Вторая справа в этом ряду Зинаида Максимовна Аксёнова, инженер-синоптик, высококлассный специалист.

…Ушло из жизни поколение, которое открывало аэропорты, осваивало воздушные линии, летая на местности с малыми ориентирами, без радиотехнических средств управления воздушным движением, но они в памяти оставшихся в живых ветеранов-авиаторов, их помнят и чтут.

Думается, что молодое и подрастающее поколение колпашевцев, познав о трудовых подвигах колпашевских авиаторов, тоже будут их чтить.

Г. САРАЕВ,

ветеран гражданской авиации.

Автор: Марина Николенко

По этой теме: История авиацииавиациягазета Советский северколпашевский районистория

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 687

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика