Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Большесосновского муниципального района Пермского края

617080, Пермский край, Большесосновский район, с. Большая Соснова, ул. Ленина, 19
телефон: +7 (34257) 2-72-71
e-mail: svet.put@mail.ru

Мы построили свой храм

Учащиеся Нижнелыпской школы П. Васев, А. Королёва, В. Блинова, У. Волкова, К. Вьюжанина, Д. Конева и У. Леконцева под руководством учительницы Балдыковой Т. И. создали макет Покровского храма, который находится в Нижнем Лыпу.

Учащиеся Нижнелыпской школы Васев Павел, Королёва Анна, Блинова Валентина, Волкова Ульяна, Вьюжанина Кристина, Конева Даша и Леконцева Ульяна под руководством учительницы Балдыковой Т. И. создали макет Покровского храма, который находится в Нижнем Лыпу. В прошлом году храму исполнилось сто лет.

"Ещё одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя…" – почему-то пришла в голову фраза из "Бориса Годунова". Но ведь Пушкин создал гениальное произведение. Наш труд намного скромнее. Нет-нет, ни в коем случае не будем посягать на лавры. И всё-таки… Вот он – результат нашего творческого замысла, наших многодневных стараний и усилий, кропотливого, захватывающего и изматывающего труда – макет Покровского храма. И стоит этот макет (хочется сказать: Храм), радует, восхищает и удивляет, и не верится, что сотворили это чудо мы. И вместо усталости испытываешь радость и счастье от того, что создал такое, чего не было до тебя никогда.

Несколько недель мы работали над проектом. Работа оказалась сложной. Задумывая её, даже не представляли, насколько. Внимательно изучить, рассмотреть устройство храма снаружи, изнутри, не упустить из поля зрения ни одной детали, перенести на чертёж максимально точно особенности орнамента, узора. Мы несколько раз выходили на место, рассматривали шатёр, колокольню, купол, рассчитывали, фотографировали. Выяснили, какие бывают типы крестов, виды куполов, что символизирует цвет стен, форма купола. Изучили имеющиеся в школьном архиве документы и фотографии разных лет, на которых можно увидеть детали, не сохранившиеся до наших дней.

В процессе работы знакомились с разными историческими источниками. И вот уже воображение уносит нас в те далёкие времена, когда жители Прикамья ещё не слышали слова Божия. И были они язычниками, поклонялись идолам. И пришёл в наши края Святой Стефан – первый епископ Пермской епархии, основанной в 1383 году. Умножив число христиан до тысячи, построил близ устья реки Вымь первую церковь во имя Благовещения Богородицы и славил Творца вселенной на языке пермян. А жители, самые упорные в язычестве, с любопытством смотрели на обряды христианского богослужения, дивясь красоте храма. Наконец, желая доказать им бессилие идолов, Стефан обратил в пепел одну из их знаменитейших кумирниц. "Народ видел и безмолвствовал в ужасе, кудесники вопили, святой муж проповедовал". Тщетно главный волхв именем Пама хотел защитить свою веру: кумиры, разрушенные пламенем, свидетельствовали их ничтожность. Он вызвался пройти невредимым сквозь огонь и воду, требуя, чтобы Стефан сделал то же. "Я не повелеваю стихиями, – ответствовал смиренный инок, — но Бог христианский велик: иду с тобою". Пама думал только устрашить его: видя же смелость противника, отказался от испытания и тем довершил торжество истинной веры.

Убежденные мудрым учением Стефана, жители целыми толпами крестились и вместе с ним сокрушали идолов в домах, на улицах, дорогах и в рощах, бросая в огонь драгоценные кожи зверей, приносимые в дар сим деревянным богам, и полотняные тонкие пелены, коими их обвивали. И сколько церквей и храмов с того времени по Пермской земле построено, нет числа.

Вот и мы построили свой Храм. И в нём есть даже колокольня с двумя колоколами. В святой праздник Пасхи мы сможем услышать Благовест. Глядя на результат своего труда, думается как-то возвышенно и светло, и не кажутся высокопарными слова великого поэта: "Исполнен тяжкий труд, завещанный от Бога мне, грешному". И пусть каждый, глядя на нашу работу, почувствует свет и благодать.

Смеем надеяться, что и мы внесли свой скромный вклад в формирование православной культуры, необходимости помнить о культурном наследии родного края, любить и беречь красоту своего Отечества.

Т.И. Балдыкова, педагог-организаторНе так уж много видела церквей или монастырей воочию, но всегда интересуюсь их изображениями на картинках в учебниках, книгах, в Интернете. Меня привлекает красота, совершенство форм. Каждая из них мне кажется настоящим произведением искусства. Но полуразрушенная старая церковь, что находится в нашем селе, на мой взгляд, красивее их всех, вместе взятых. И так считаю не одна я.

Да, она не работает. Да, разрушаются стены и купола, прорастают на кровле деревья. Да, с первого взгляда она даже пугает. Но, когда подойдёшь поближе, разглядишь её как следует, понимаешь, как она великолепна. Эти огромные окна, эти узоры, эта высота! А когда зайдёшь внутрь, взглянешь вверх, и закружится голова. Даже берёзки на разрушенной крыше кажутся к месту. Словно так и было задумано архитектором.

А судьба нашей церкви такая же сложная и запутанная, как орнамент на её стенах. Сколько легенд и историй с ней связано! Всё это неотделимо от нашего села.

Мы с моей учительницей Таисьей Ивановной давно хотели сделать макет нашей деревенской достопримечательности, но всё как-то не решались. А нынче на историческом кружке посоветовались с ребятами и решили всё же сделать этот проект. Да, мы понимали, что эта задача не из лёгких. Но нас же было много, а это значит, что каждый будет помогать, чем сможет.

Было сложно, что-то не получалось, что-то ломалось, мы сами не всегда были в настроении что-либо делать, но Таисья Ивановна нас подбадривала, и все вместе шли к намеченной цели. И вот мы "строили, строили и, наконец, построили!".

А сейчас, вспоминая всё это, я могу сказать, что совместный труд действительно сближает. Было весело наблюдать за тем, как Паша упорно пытается приделать к куполу какую-то деталь, как долго возится он с кровлей над алтарём и узорами над световым барабаном, как Даша и Кристина красят, при этом умудряются покрасить и друг друга, как Валя с Ульяной что-то делают вместе, ведь их нельзя оставлять вдвоём, это взрывоопасно. Возможно, все мы со стороны выглядели забавно, но я, да, наверное, все ребята не сожалеют о том, что взялись за эту работу.

Теперь уже трудно сказать, что привело нас к идее создания макета. Созерцание ли полуразрушенного каменного храма, который виден из окон нашей школы. Желание ли обратить внимание тех, кто проходит мимо, не задумываясь о том, чем был храм для нескольких поколений жителей нашего села? И как выглядел он, когда "вчерне работы были завершены"? С февраля 1916 строительство не велось ввиду мобилизации рабочих. Шла первая мировая. Не он ли, величественный и прекрасный, и ставшая совсем маленькой по сравнению с ним стоящая рядом деревянная церковь, построенная пятьюдесятью годами раньше, были для наших прадедов той частицей тепла домашнего очага, куда хотелось вернуться после долгих скитаний. Впрочем, теперь уже неважно, что подвигло нас к созданию макета. Важно то, что мы можем сейчас душой и сердцем прикоснуться к прошлому.

Приход с. Нижний Лып открыт по указу Вятской духовной консистории от 30 сентября

1861 г. № 9741. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Полозово и Шаркан: с. Нижний Лып, д. Старый Лып (Мясники), поч. Верхний Старый Лып (Гурьин), поч. Самойлов (Самошата), поч. Култай, поч. Максимята, д. Верхняя Кивара, д. Нижняя Кивара (Балтачи), поч. Поломкин (Балдыки), поч. Верхний Малый Лып (Фильки), д. Загибовка, поч. Селиванов (Малки), поч. Кожин, поч. Дубровин (Ложкомои).

В начале для совершения богослужений был устроен молитвенный дом. По указу Вятской духовной консистории от 24 июня 1863 г. № 5733 дано разрешение построить деревянную церковь. Церковь построена в 1865 г. на средства прихожан с одним престолом. 22 октября 1865 г. освящена малым чином, а 24 января 1868 г. освящена полным чином во славу Покрова Пресвятой Богородицы.

18 июня 1908 г. в селе произведена закладка каменного храма, вчерне работы были завершены 21 февраля 1916 г. В 1916 г. строительство не велось ввиду мобилизации рабочих. Сведений об окончании строительства каменного храма по документам ЦГА УР не обнаружено.

В 1888 г. при церкви открыта церковно–приходская женская школа, утвержденная Вятским епархиальным училищным советом 19–26 ноября 1888 г.

В 1889 г. при Покровской церкви открылась богадельня (призреваемые содержались на добровольные пожертвования прихожан).

4 июля 1911 г. съезд благочинческого собрания 4 округа Сарапульского уезда решил открыть в селе школу для слепых взрослых, Вятская духовная консистория утвердила это решение 15 мая 1912 г.

22 июня 1914 г. при церкви объявлено об открытии сестричного братства; 6 июля 1914 г. состоялось общее собрание его членов. Задачи братства: забота о чистоте в храме, развитие и укрепление в приходе религиозности, нравственности, трезвости.

Центральный государственный архив Удмуртской Республики

Автор: Надежда Силина

По этой теме: церковьхрам

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1207

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика