Версия для слабовидящих |
0+
Выбрать регион

Газета Ершовского муниципального района (Саратовская область).

413503, г.Ершов, ул. Мелиоративная, 44 "В".
телефон: 5-97-74
e-mail: stepkrai@mail.ru

Людмила Жуковская: "Самоуправленческие начала местной власти должны быть сохранены"

Интервью министра по делам территориальных образований области "Саратовской областной газете"

Более десяти лет в России действует закон о местном самоуправлении. Первым достижением реформы МСУ стало повсеместное создание поселенческих муниципальных образований. Однако со временем стало очевидно, что финансовая несостоятельность большинства поселений является серьезной угрозой для обеспечения жителей достойной средой обитания. Первыми, кто ощутил это на себе, стали сельские жители. Проблема низкого уровня собственных доходов местных бюджетов сельских поселений не является уникальной для нашей области. К сожалению, эта проблема общероссийского масштаба.

О том, как появилась идея укрупнения поселений, о ее реализации и перспективах «СОГ» рассказывает министр по делам территориальных образований Саратовской области Людмила Жуковская:

- С первых шагов становления новой системы местного самоуправления на территории Саратовской области через систему реализации региональных программ осуществляется поддержка муниципальных образований. В частности, с 2006 года реализуются региональные программы по развитию местного самоуправления в Саратовской области. Сегодня действует уже третья подобная программа. Оказываемая поддержка направлена на материально-техническое обеспечение муниципальных образований, на развитие кадрового потенциала муниципальных служащих.

В поисках дополнительных источников доходов для развития поселений, областным Правительством анализировалась практика других регионов. В этом плане показался интересным опыт укрупнения муниципальных образований, начавшийся в стране в 2009 году. Ведь крупные поселения, как правило, обладают большим потенциалом эффективной организации работы.

- Это подтвердила практика?

- Да. К примеру, в 2010 году, когда в рамках федерального и областного проектов было возможным приобретение коммунальной техники на условиях софинансирования, относительно крупные поселения Аркадакского, Марксовского, Ртищевского района смогли приобрести дополнительную технику. Это делалось с привлечением средств федерального бюджета, в то время как, например, в Красноармейском районе, где все поселения мелкие, ни одно из них не смогло заявиться для участия в программе.

В 2012 году мы рассказали муниципалитетам о российской тенденции укрупнения поселений. В результате в 2013 году на укрупнение решились 66 муниципальных образований из 17 районов области. Причем в некоторых районах идея объединения была воспринята даже с большим энтузиазмом, чем мы предполагали. Например, в Балаковском районе с Натальинским муниципальным образованием, являющимся поселением – «донором», захотели объединиться пять поселений. В Краснопартизанском районе посчитали, что 8 поселений целесообразно укрупнить до двух. Стало очевидным, что объединение поселений – это объективный процесс. И в первую очередь он направлен на концентрацию бюджетных средств с целью создания условий для более качественного решения вопросов местного значения, совершенствования социальной инфраструктуры муниципальных образований, создания условий для достойной жизни граждан.

- Людмила Петровна, расскажите подробнее, как происходит процесс объединения поселений?

- Процедура установлена законодательно. Её важнейшим этапом является проведение публичных слушаний по проекту решения о преобразовании муниципальных образований. После получения поддержки населения данный проект решения выносится на рассмотрение каждого из представительного органа поселений. В случае получения положительных решений Советов проект решения вносится в порядке законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу. Надо отметить, что все проекты соответствующих региональных законов широко и заинтересованно обсуждались в облдуме.

Не везде жители оказались готовы к укрупнению поселений или главы администраций смогли аргументировано доказать его необходимость. Так, решения выносились на обсуждение, но не были приняты в отдельных поселениях Красноармейского и Ершовского районов. Мы с уважением относимся к выбору жителей. Ведь учет мнения населения – один из основополагающих законов местного самоуправления.

- Каковы плюсы объединения поселений?

- Во-первых, это экономический эффект. Например, в Ершовском районе объединение двух муниципальных образований помогло сформировать достойный дорожный фонд. Сокращение расходов на содержание органов МСУ позволит в ближайшее время решить проблемы уличного освещения и благоустройства сел. Сложилась экономия при участии в целевых программах, где требовалось софинансирование, например, по культуре.

В Краснокутском муниципальном районе в результате объединения высокодотационного Верхнеерусланского муниципального образования и МО город Красный Кут, являющегося донором, расходы на осуществление полномочий распределились пропорционально, что позволило в населенных пунктах бывшего Верхнеерусланского муниципального образования решить проблему с благоустройством.

В Горновском и Рукопольском муниципальных образованиях Краснопартизанского района после процедуры укрупнения появилась возможность приобретения дополнительного автомобиля для выезда специалистов поселковой администрации в населенные пункты муниципальных образований для решения проблем жителей.

В качестве положительных эффектов от укрупнения муниципальных образований также могу назвать повышение управляемости территории района и эффективность принятия управленческих решений. В целом экономический эффект от укрупнения муниципальных образований на территории Саратовской области оценивается в 40 млн. рублей.

- Каковы дальнейшие перспективы?

- Мы ожидаем, что в этом году укрупненные муниципальные образования продолжат находить преимущества территориальных преобразований. У нас есть предложения от муниципальных образований области, изъявивших желание укрупниться. И это говорит о положительной оценке данного процесса муниципалитетами.

- Есть ли связь роста малочисленных населенных пунктов с процессом укрупнения поселений?

- Однозначно могу сказать, что процесс укрупнения муниципальных образований не является ни причиной ни следствием феномена малочисленности отдельных населенных пунктов. Это без труда можно понять, сопоставив временные отрезки. Первые преобразования муниципальных образований в нашей области прошли в середине 2013-го года. За два года до этого Саратовстат по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года опубликовал сведения, что у нас имеются населенные пункты, где отсутствуют жители. Насколько этот вывод был объективен, я не могу судить, ведь перепись, как любое социологическое исследование имеет свои погрешности. С другой стороны, все мы понимаем, что объективно существуют такие процессы как естественная убыль населения, внутренняя миграция, имеющая самые разнообразные причины, при этом не всегда экономического характера. Эти процессы были и будут всегда, хотим мы этого или нет.

Правительство области, безусловно, беспокоит проблема малочисленности отдельных населенных пунктов. Мы периодически наблюдаем, что появляются опасения, будто бы укрупнение приведет к «деградации» территорий, оказавшихся на периферии объединенных поселений. Еще до того, как был начат процесс укрупнения, нами оценивались все риски. Ставка была сделана на эффективную организацию работы органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях. Нам было важно, чтобы у людей не создавалось ощущение, что местная власть их «бросает», территориально перебираясь из одного административного центра в другой. Наоборот, была поставлена задача - перенаправить получаемые преимущества и экономический эффект от объединений поселений на оказание реальной помощи жителям.

Поэтому областным Правительством в муниципальные образования были направлены конкретные методические рекомендации, касающиеся вопросов преобразований. Так, настоятельно рекомендовалось оставить в бывших административных центрах поселений специалистов по работе с населением, активизировать работу депутатов Советов поселений и районных Собраний по приему граждан. Сегодня такая практика реализована. Помимо этого, муниципальные образования находят свои варианты взаимодействия с населением. Например, в Татищевском районе организована «горячая линия». В Натальинском муниципальном образовании Балаковского района для удобства жителей поселения в нынешнем году планируется в работе администрации активно использовать информационно-коммуникативные технологии.

- В целом укрупнение себя оправдало?

- Областная власть понимает, что этот процесс, проводимый с целью обеспечения на территории необходимого экономического потенциала, не должен привести к разрушению основного смыслового содержания местного самоуправления. Нам важно сохранить самоуправленческие начала местной власти. Механизмы, способствующие этому, есть, они известны. Это развитие территориального общественного самоуправления, возрождение института сельских старост. В области есть примеры, где ТОСы хорошо развиты, есть и примеры, где населением избираются сельские старосты. Наша задача – сделать так, чтобы эта практика носила не фрагментарный характер, а стала повсеместной.

Вопросы задавал Петр Симонов

«Саратовская областная газета», 18 февраля 2014 года

Автор: presssaratov presssaratov

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3405

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика