Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Краснопартизанского муниципального района (Саратовская область).

413540 Саратовская область Краснопартизанский район, п. Горный, ул. Краснопартизанская, 25
телефон: 2 77 (2-10-62)
e-mail: dubrava@balakovo.san.ru

Душа играет словно скрипка

Когда душа играет словно скрипка.

В. Г. Кочанову краснопартизанцам представлять не надо. Здесь она 60 лет назад появилась на свет в п. Октябрьский, окончила на малой родине школу, сюда же и вернулась после окончания Вольского музыкального училища.

40 лет она была человеком – праздником не только для своих односельчан, но и для жителей всего района, прекрасным педагогом, обучившим игре на аккордеоне сотни девчонок и мальчишек…

И вот ветеран труда подводит итоги своей многолетней работы, пришла пора заслуженного отдыха.

Валентина Георгиевна "заболела" музыкой в 3-х летнем возрасте, когда, будучи в гостях у дяди в Клинцовке, впервые увидела гармошку.

- Наверное, все-таки какие-то "музыкальные" гены передались мне по наследству от деда, погибшего на Великой Отечественной войне и от дяди.

Они хорошо играли на гармошке, не зная нот. Отец, сельский электрик, прекрасно танцевал, имел хороший слух, - говорит В. Г. Кочанова, - ее взгляд будто обращен туда, в далекое детство…

Вот она, Валечка Гордополова, с трепетом нажимает "кнопочки" на гармошке, ловит чутким ухом каждый звук и, смущаясь, просит дядю дать ей гармошку на время домой, в Октябрьский.

Со временем интерес к необычной "игрушке" у девчонки не угас, а, напротив, только усилился. Она начала подбирать мелодии на слух, мечтая постичь тайны музыкальной грамоты.

И вот на счастье школьницы в поселок приехал выпускник музыкального училища. В. А. Фрибус, молодой учитель пения, организовал в школе хор, вокальную группу и стал вести занятия музыкального кружка, в который записались 12 ребят – энтузиастов, в основном, старшеклассники. Самыми младшими в кружке были Елена Потапова и Валентина Гордополова.

Фрибус занимался с ребятами всерьез, поэтому вскоре встал вопрос о музыкальных инструментах. Георгий Иванович Гордополов попросил для дочери на совхозском складе старый, по-видимому, еще трофейный аккордеон, сам его отремонтировал и торжественно вручил Вале. Но инструмент "дышал на ладан", поэтому вскоре в Клинцовке для начинающей музыкантки родители приобрели тульский аккордеон. Он служил своей хозяйке верой и правдой целых 4 года.

А потом в Новокуйбышевске, куда Гордополовы поехали навестить родственников, в универмаге Валентина увидела полный аккордеон. Черный, блестящий красавец гордо стоял на витрине, привлекая к себе взгляды. Девочка не могла оторвать от него глаз. Родители, посовещавшись "отвалили" за инструмент целое состояние – 130 рублей!

Валя долго не могла прийти в себя от счастья: какие возможности таит в себе полный аккордеон! Какой у него великолепный звук, какие сложные пьесы можно на нем играть! Но счастье никогда не бывает полным… Внезапно из поселка уехал В. А. Фрибус…

Гордополова и Потапова загрустили – учитель уехал, старшие товарищи по музыкальному кружку окончили школу…

Впрочем, перерыва в занятиях почти не было, так как в Октябрьский переехали из райцентра супруги Лапшины.

Владислав Егорович Лапшин стал новым наставником юных любителей музыки.

Девушка не мыслила себя без этих занятий, без аккордеона, поэтому после окончания школы поехала поступать в Вольское музыкальное училище.

- Инструментом я владела хорошо, музыкальную литературу изучила самостоятельно, а вот сольфеджио… Я же не училась в музыкальной школе.

Огромное спасибо девчонкам, с которыми меня поселили в одну комнату общежития. Они прошли со мной "курс молодого бойца", до сих пор общаемся, - с благодарностью вспоминает Кочанова подруг юности.

Абитуриентка стала студенткой! Студенческие годы были наполнены музыкой, дружбой, постоянным ощущением счастья общения с прекрасными людьми. Наставником Вали была Таисия Павловна Приямпольская, она же вела оркестр русских народных инструментов, где Гордополова играла на балалайке – альт.

В 1980 году дипломированный музыкант вернулась в родной поселок и сразу же была назначена художественным руководителем поселкового Дома культуры.

С присущим ей упорством, молодой специалист сразу же начинает "атаковать" начальника райотдела культуры В. И. Карасева просьбой открыть на центральной усадьбе совхоза "Фурмановский" филиал детской музыкальной школы.

И с 1 сентября 1980 года у Валентины Георгиевны уже был полный класс, даже 2 учительницы записались в первый класс филиала "музыкалки"!

- А как же Дом культуры? – спрашиваю у Кочановой.

- Осталась худруком на 0,5 ставки, - поясняет она и начинает рассказывать о вокальной группе, хоровом коллективе, вокально-инструментальном ансамбле, абитбригаде.

Именно она стояла у истоков коллектива "Суматоха" (кстати, авторство название принадлежит В. Г. Кочановой).

В 2001 году "Суматоха" стала лауреатом областного фестиваля "Играй гармонь, звени частушка", коллектив получил звание "народный".

С огромной теплотой и любовью вспоминает она своих учеников. 9 из них пошли по стопам педагога – окончили Вольское, Саратовское, Марксовское музыкальные училища.

До сих пор в музыкальной школе г. Вольска работает Светлана Шувакина, Валентина Никитина преподает музыку в Саратове, Марина Кочанова – в Озинках.

Со вздохом сожаления рассказывает Валентина Георгиевна о талантливой семье Курманалиевых: маме Гуле и дочке Айслу.

Когда-то Гуля Малитакова ездила учиться музыке на центральную усадьбу с отделения, подавала большие надежды, но, внезапно оставила музыкальную школу. Айслу блестяще закончила "музыкалку", была лауреатом 2-й степени областного конкурса "Ступеньки к мастерству", собиралась связать свою дальнейшую жизнь с музыкой, но передумала.

Что ж, в конце концов, каждый выбирает свою дорогу…

Пробежав глазами вышенаписаное, наш читатель, возможно, с недоумением пожмет плечами: "А при чем же здесь скрипка, ведь речь-то все больше об аккордеоне?

Все дело в том, что Валентина Георгиевна еще и песни пишет! Их в ее "активе" не менее трех десятков. В большинстве из них Кочанова выступает в качестве автора и слов, и музыки. Вот в одной из песен и есть такие слова: "когда душа играет словно скрипка".

Не могу удержаться от вопроса: "Скажите Валентина Георгиевна, а как песни начали писать?".

- Из поселка уезжала Л. А. Пучкина, бывший художественный руководитель нашего Дома культуры. Пожилая женщина очень переживала, оставляя родные места, где знакомы все стежки – дорожки, каждый дом.

Вот тогда я написала песню "Родная милая сторонушка", которую посвятила Л. А. Пучкиной.

До сих пор народный коллектив "Суматоха" исполняет песни "Эх, жизнь моя!", "Не обижай меня, не обижай".

С теплотой вспоминает моя собеседница музыкальный салон, который организовала М. В. Денега. Это был авторский вечер В. Г. Кочановой.

- У меня есть песня на стихи Н. Палькина, - продолжает Валентина Георгиевна, - а еще в 90-е годы я писала песни для детей на различные мероприятия в общеобразовательной школе. Помню, когда сын пошел в первый класс, мы в соавторстве с О. А. Мысник и И. В. Хохловой сочинили песню "Милые вы наши, малыши". Была у нас и хорошая традиция – к каждому выпускному вечеру писать новую песню.

Она начинает тихонечко напевать: "Последние звонки торопят в сердце грусть…".

И, слушая Валентину Георгиевну, понимаешь, что скрипка не умолкает в ее душе. Играет, принося радость людям.

Автор: Н. Михайлова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 446

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика