С целью содействия в решении проблемных вопросов обеспечения деятельности, сохранения религиозных организаций, групп, действующих на территории муниципального образования Степновского сельсовета без регистрации, в минувшую среду (7.11.2018г.) специалистом администрации муниципального образования Степновского сельсовета, В.В. Минец проведена разъяснительная беседа с представителями религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность без регистрации. Были обсуждены насущные вопросы, касающиеся в подготовке документации, необходимой для дальнейшей регистрации в территориальном органе Минюста России.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" внесены значительные изменения в статью 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести), определяющую правовое положение религиозных групп, а также в статью 11 Закона о свободе совести.
Заявителем при представлении уведомления о начале деятельности религиозной группы может быть как руководитель (представитель) религиозной группы, так и руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в её структуру.
В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются следующие сведения:
- об основах вероисповедания;
- о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов;
- и церемоний;
- о руководителе (представителе) религиозной группы и гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имён, отчеств, адресов места жительства.
Приказом Минюста России от 05.10.2015 № 234 утверждена форма уведомления о начале деятельности религиозной группы.
Религиозные группы, ранее уведомившие о своём создании органы местного самоуправления, также уведомляют о начале своей деятельности территориальный орган Минюста России.
Религиозная группа представляет в территориальный орган Минюста России уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления. Таким образом, религиозная группа вправе обратиться за государственной регистрацией религиозной организации при создании в любой момент после надлежащего уведомления территориального органа Минюста России о начале своей деятельности.
Территориальный орган Минюста России вправе принять решение о государственной регистрации создаваемой религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации, только после проведения государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 "О государственной религиоведческой экспертизе".
Местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании не вправе:
- создавать образовательные организации (пункт 3 статьи 5 Закона о свободе совести), за исключением права создавать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан;
- обучать детей религии вне рамок образовательной программы (пункт 4 статьи 5 Закона о свободе совести);
- иметь при себе представительство иностранной религиозной организации (пункт 5 статьи 13 Закона о свободе совести);
- проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также в учреждениях, исполняющих наказания, и в помещениях мест содержания под стражей (пункт 3 статьи 16 Закона о свободе совести);
- создавать средства массовой информации (пункт 2 статьи 18 Закона о свободе совести);
- приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью (пункт 2 статьи 20 Закона о свободе совести);
- выступать учредителем централизованной религиозной организации.
Отношения государства и религиозных объединений приобретают большое значение для обеспечения стабильности и нормального функционирования политической системы. Развитие и углубление межэтнического и межконфессионального диалога является в настоящее время актуальной темой для проведения глубокого и всестороннего анализа. Существуют определённые проблемы в данной сфере, и их разрешение является важнейшей задачей государства и общества. Таким образом, обеспечение юридического равенства религий перед законом создаёт правовые основы сотрудничества органов местного самоуправления с традиционными религиозными организациями и группами.